Художественная культура в первой половине XIX века

Содержание

Слайд 2

Цели:

Рассказать о феномене золотого века русской культуры и об исторических предпосылках его

Цели: Рассказать о феномене золотого века русской культуры и об исторических предпосылках
возникновения;
Раскрыть художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX – начала XX века.

Слайд 3

В истории тысячелетней культуры- от Киевской Руси до императорской России, ХIХ век

В истории тысячелетней культуры- от Киевской Руси до императорской России, ХIХ век
занимает особое место. Первая половина ХIХ века отмечена появлением настоящих шедевров в живописи, музыке, литературе, театре, поэтому этот период в развитии России был назван «»Золотым» веком Русской культуры. Это столетнее движение вместилось в две даты:  “золотой век” начался рождением А. Пушкина, а закончился смертью не менее великого метафизика-философа В. Соловьева.

Слайд 4

ХIХ век – это…

-тот взлет Духа, тот культурный подъем, который справедливо

ХIХ век – это… -тот взлет Духа, тот культурный подъем, который справедливо
может считаться великим российским Ренессансом(эпохой возрождения)
-время объемного, научного подхода к русской культуре
- время, когда русская идея становится определенной,“знаковой” системой самых разных общественных движений
- время, когда в полной мере выразился философско-моральный, соборно - собирательный характер русской культуры
-это время небывалого развития такой системы, как художественная культура, которая становится именно в ХIХ веке классической

Слайд 5

Феномен «Золотого» века можно объяснит следующими причинами:

-разрушение сословно-дворянской культуры
-Отечественная война 1812 года
реформы

Феномен «Золотого» века можно объяснит следующими причинами: -разрушение сословно-дворянской культуры -Отечественная война
Александра II
отмена крепостного права
восстание декабристов 1825г
западноевропейские революции
распространение марксизма

Слайд 6

Важнейшей особенностью первой половины XIXвека была быстрая смена художественных направлений и одновременное

Важнейшей особенностью первой половины XIXвека была быстрая смена художественных направлений и одновременное
существование различных художественных стилей

Романтизм- характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Реализм — направление, стремящееся к изображению действительности.

Слайд 7

А.Н. Островский, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.Н. Плещеев,

А.Н. Островский, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.Н. Плещеев,
Я.П. Полонский, А.В. Кольцов, И.С. Никитин, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, К.Н. Батюшков

В.А. Жуковский

А.С. Грибоедов

А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

Н.В. Гоголь

Слайд 8

Герцен, говоря об игре русских актеров, отмечал: «Они были великие артисты, артисты

Герцен, говоря об игре русских актеров, отмечал: «Они были великие артисты, артисты
по призванию и по труду. Они создали правду на русской сцене»

В период «Золотого» века начинается новая страница в истории русского театра, где смена художественных направлений происходила столь же быстро, как и в литературе. Центрами театрального искусства были Александрийский театр в Петербурге и Малый театр в Москве

Слайд 9

Романтизм в театре

В 20-30-е годы, в театрах все активнее заявляет о

Романтизм в театре В 20-30-е годы, в театрах все активнее заявляет о
себе романтическая школа с характерным для нее акцентом на внутренних переживаниях героев.
Самым ярким представителем является
Павел Степанович Мочалов.
(трагедии Шиллера и Шекспира,
роль Гамлета и Ромео)

Слайд 10

Реализм в театре

В 30-е годы это направление развивается в русской драматургии,

Реализм в театре В 30-е годы это направление развивается в русской драматургии,
несмотря на запреты цензуры, усилившиеся после восстания декабристов. Самым запоминающимся спектаклем того времени был «Ревизор» Гоголя.
Основоположником сценического реализма считается лучший
актер, игравший Городничего,
Михаил Семенович Щепкин

Слайд 11

Музыка

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной
музыкальной школы. В этом

Музыка Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В
веке сложились традиции оперной, камерно- вокальной и симфонической музыки. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор.
Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя. Сюжеты легли в основу опер “Майская ночь” и “Ночь перед Рождеством” Н. Римского-Корсакова, “Сорочинская ярмарка” М. Мусоргского, “Кузнец Вакула” (“Черевички”) П. Чайковского и т.д.

Слайд 12

Глинка М.И.

Михаил Иванович Глинка ( 1804-1957г. ) , получив серьёзное музыкальное образование

Глинка М.И. Михаил Иванович Глинка ( 1804-1957г. ) , получив серьёзное музыкальное
в Европе, сумел первым глубоко осознать особенности русской национальной музыки. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Он создал образцы национальной русской оперы- героико-эпическую оперу и оперу- сказку. В создании образа большую роль играет оркестр

Слайд 13

Живопись

 Современниками того времени особенно ценилось направление живописи, в котором преобладал исторический жанр

Живопись Современниками того времени особенно ценилось направление живописи, в котором преобладал исторический
с акцентом национальной тематики.
Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип описания портрета, в своих работах отражали различные идеалы национального подъема

Слайд 14

И.К. Айвазовский «Девятый вал»

И.К. Айвазовский «Девятый вал»

Слайд 15

К.П. Брюллов «Последний день Помпеи»

К.П. Брюллов «Последний день Помпеи»

Слайд 16

А.А. Иванов «Явление Христа народу»

А.А. Иванов «Явление Христа народу»