Знаменитые иконописцы и иконы Руси и России

Содержание

Слайд 2

Феофан Грек

Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь

Феофан Грек Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на
работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (росписи не сохранились).
Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном.

Слайд 3

Феофан Грек

Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в

Феофан Грек Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице
Великом Новгороде. 1378 г.

Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве, в частности, мастерам, исповедующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру мастера были мастера, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Феодора Стратилата на Ручью.

Слайд 4

Донская икона Божьей матери

В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву.
Его

Донская икона Божьей матери В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву.
авторству в Москве приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля.

Слайд 5

Андрей Рублев

Скорее всего, родился в Московском княжестве около 1340/1350 гг., воспитывался в

Андрей Рублев Скорее всего, родился в Московском княжестве около 1340/1350 гг., воспитывался
семье потомственных иконописцев.
Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре
Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека

«…национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев - Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте» Д. Лихачев

Слайд 6

«Троица» - непревзойденный шедевр иконописи

Есть образ, единением звучащий,
Всегда непостижимый и родной:
Три Странника

«Троица» - непревзойденный шедевр иконописи Есть образ, единением звучащий, Всегда непостижимый и
за Чашею одной
Безмолвно говорят о предстоящем.
На легких крыльях неподъемный груз.
Не торопитесь, Путники усталые,
Благословите тройственный союз
Великия, и Белыя, и Малыя.
Я Странникам смиренно поклонюсь,
Услышит Бог молитву неумелую.
Есть в Троице незыблемая Русь:
Великая, и Малая, и Белая.
о. П.Жуков

Слайд 7

Икона была написана великим русским иконописцем в память, или, как писали в

Икона была написана великим русским иконописцем в память, или, как писали в
древности, «в похвалу» основателя Троицкого монастыря (ныне — Троице-Сергиева лавра) преподобного Сергия Радонежского (ум. 1392 г.). Сергий Радонежский был почитателем Святой Живоначальной Троицы, для него Святая Троица была основанием мира и согласия, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего».

Прп. Сергий Радонежский,

Слайд 8

Символы «Троицы»

Дом - символ Бога-отца;
дерево жизни за средним ангелом - символ образа

Символы «Троицы» Дом - символ Бога-отца; дерево жизни за средним ангелом -
Бога-сына;
гора, образ возвышенного - символизирует Святой Дух;
три ангела собраны в треугольник (все триедино), а треугольник в восьмиугольник – символ вечности, при этом все объединено в круг – с одной стороны: магическую фигуру, означающую гармонию и бесконечность с другой стороны;
нежные, красивые лика символизируют высокую внутреннюю, нравственную силу;
ангелы похожи друг на друга, что означает – единое, Бог един в трех лицах, три лица – одна душа; у ангелов единая сущность, но похожи они внешне, не внутренне;
обратная перспектива, приближает к зрителю, чтобы зритель почувствовал причастным себя к молчаливому полилогу об истине

Слайд 9

Икона «Троица» Андрея Рублева стала образцом для последующих иконописцев, приступавших к написанию

Икона «Троица» Андрея Рублева стала образцом для последующих иконописцев, приступавших к написанию
иконы Троицы.

Преподобный Андрей Рублев

Слайд 10

О времени создания «Троицы» существуют различные предположения. Согласно одному из них, икона

О времени создания «Троицы» существуют различные предположения. Согласно одному из них, икона
была написана около 1411 г., когда на месте сожженной татарами деревянной Троицкой церкви была воздвигнута новая, деревянная церковь.
Согласно второму мнению, «Троица» была написана Андреем Рублевым между 1422 – 1427 гг. для иконостаса каменного Троицкого собора.

Прп. Андрей Рублев расписывает Троицкий собор. Миниатюра из лицевого Жития прп .Сергия Радонежского. XV век

Слайд 11

Владимирская икона Божией Матери — величайшая святыня Русской земли; привезена на Русь

Владимирская икона Божией Матери — величайшая святыня Русской земли; привезена на Русь
в начале XII в. из Константинополя.
По церковному преданию первоначально этот образ был написан евангелистом Лукой.
Владимирская икона Богоматери сопровождала и освящала Россию на всех этапах ее истории. Из Киева икону перенес в новую столицу, город Владимир, князь Андрей Боголюбский.

Владимирская икона Божией Матери

Слайд 12

С возвышением Москвы в конце XIV в. икона переносится из Владимира в

С возвышением Москвы в конце XIV в. икона переносится из Владимира в
Москву и помещается в Успенском соборе Московского Кремля. Собор с того времени называют Домом Богородицы, а за иконой закрепляется название «Владимирской».
В 1395 г. москвичи молились перед этой чудотворной иконой о спасении от нашествия войска Тамерлана, в 1480 г. — от нашествия полчищ хана Ахмата, в 1521 г. — от нападения войск Казы-Гирея.

Слайд 13

Эта икона Божией Матери явилась в городе Казани девятилетней девочке Матроне в

Эта икона Божией Матери явилась в городе Казани девятилетней девочке Матроне в
1579 году. Явление повторялось три раза, о чем девочка рассказала Казанскому архиерею, который по указанию Матроны нашел икону в земле и совершил с ней крестный ход.
Икона была привезена из Казани в Москву князем Дмитрием Пожарским, который с ополчением вступил в столицу 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1613 года и освободил город от поляков.

Казанская икона Божией Матери

Слайд 14

Дионисий (ок. 1440—1502)

Одигитрия Смоленская.
Дионисий. 1482 г. ГТГ

Ведущий московский иконописец (изограф)

Дионисий (ок. 1440—1502) Одигитрия Смоленская. Дионисий. 1482 г. ГТГ Ведущий московский иконописец
конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублева.
Наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря,

Слайд 15

Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков (1626 – 1686 гг.)

С 1648 находился в качестве

Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков (1626 – 1686 гг.) С 1648 находился в
художника на царской службе. Произведения Ушакова высоко ценились его покровителем царем Алексеем Михайловичем.
Ушаков писал иконы и фрески для Кремлевских соборов, Оружейной и Грановитой палат.
Ему также принадлежат многочисленные парсуны, выполненные карты и планы

Икона «Тайная вечеря» 1685 г.

Слайд 16

Характерной чертой творчества Симона Ушакова был пристальный интерес к изображению человеческого лица.

Характерной чертой творчества Симона Ушакова был пристальный интерес к изображению человеческого лица.

В своих теоретических трактатах он утверждал, что изображать Христа, Богоматерь и святых следует такими, какими они были при жизни («яко живы»).

Икона Богоматери Елеуса-Киккская. Симон Ушаков. 1668 год.

Слайд 17

Лик Христа изображен в натуральную величину, соразмерным по своим чертам, идеально прекрасным.

Лик Христа изображен в натуральную величину, соразмерным по своим чертам, идеально прекрасным.

Создается образ идеальной Божественной Личности Спасителя, существующей в неком подобии материального мира.

Спас Нерукотворный, написан для Троице-Сергеевой Лавры в 1658