Презентация на тему Беркли и Юм. Субъективный идеализм

Содержание

Слайд 2

Род. 12 марта 1685 г. в окрестностях замка Дайзерт близ Томастауна (Ирландия)
Учёба

Род. 12 марта 1685 г. в окрестностях замка Дайзерт близ Томастауна (Ирландия)
в Дублинском университете (1700-1704)
Работа в Дублинском университете (Тринити-колледж) (1707-1724)
Поездки в Лондон
Поездки в Италию (1713-1714, 1716-1720)
Миссионерская работа в Америке (Ньюпорт, Род-Айленд) (1728-1731)
Епископ клойнский (с 1734)
Ум. 14 января 1753 г. в Оксфорде

Джордж Беркли (1685-1753)

Томастаун

Дублин

Оксфорд

Клойн

Слайд 3

Джордж Беркли (1685-1753)

Джордж Беркли

Опыт новой теории зрения (1709)
Трактат о принципах человеческого знания

Джордж Беркли (1685-1753) Джордж Беркли Опыт новой теории зрения (1709) Трактат о
(1710)
Три разговора между Гиласом и Филонусом (1713)

Основные сочинения

Слайд 4

Джордж Беркли Субъективный идеализм

Имматериализм
Критика концепции первичных и вторичных качеств
Критика понятия материи
как

Джордж Беркли Субъективный идеализм Имматериализм Критика концепции первичных и вторичных качеств Критика
непосредственно не воспринимаемого «носителя» объективных чувственных качеств вещей
как действующей причины ощущений
как абсолютной субстанции, существующей вне нашего ума
Радикальный номинализм
Субъективный идеализм
Вещи как комплексы ощущений
«Носитель» идей – не материя, а дух
Проблема непрерывности существования
Проблема реальности нечувственного
Два вида ментальных сущностей
Бытие других сознаний
Солипсизм

Слайд 5

Протяжённость, форма, плотность, подвижность

Цвет, звук, вкус, запах, тепло

Имматериализм Критика концепции первичных и вторичных качеств

Первичные качества – качества,

Протяжённость, форма, плотность, подвижность Цвет, звук, вкус, запах, тепло Имматериализм Критика концепции
идеи которых сходны с самими качествами тел.

Вторичные качества – качества, идеи которых отличаются от породивших их форм.

находятся в самих телах.

находятся в наших органах чувств.

Слайд 6

или находятся в наших органах чувств

или не находятся в наших органах чувств

(в этом случае они ничем, в

или находятся в наших органах чувств или не находятся в наших органах
сущности, не отличаются от вторичных качеств),

(в этом случае мы их не воспринимаем и, следовательно, ничего о них не знаем).

Имматериализм Критика концепции первичных и вторичных качеств

Так называемые первичные качества: протяжённость, форма, плотность, подвижность –

Слайд 7

Цвет

Звук

Вкус

Имматериализм Критика понятия материи как «носителя» чувственных качеств

Цвет Звук Вкус Имматериализм Критика понятия материи как «носителя» чувственных качеств

Слайд 8

Имматериализм Критика понятия материи как «носителя» чувственных качеств

Цвет

Звук

Вкус

Имматериализм Критика понятия материи как «носителя» чувственных качеств Цвет Звук Вкус

Слайд 9

Имматериализм Критика понятия материи как причины ощущений (идей)

БОГ

Человек

Идея

Вещь

Идея

Вещь

Идея

Вещь

Точка зрения Локка

Имматериализм Критика понятия материи как причины ощущений (идей) БОГ Человек Идея Вещь

Слайд 10

БОГ

Человек

Идея

Идея

Идея

Имматериализм Критика понятия материи как причины ощущений (идей)

Точка зрения Беркли

БОГ Человек Идея Идея Идея Имматериализм Критика понятия материи как причины ощущений (идей) Точка зрения Беркли

Слайд 11

Дж. Беркли. «Трактат о принципах человеческого знания».

Имматериализм Критика понятия материи как абсолютной субстанции

Если допустить возможность существования

Дж. Беркли. «Трактат о принципах человеческого знания». Имматериализм Критика понятия материи как
вне духа вещественных, имеющих форму и подвижных субстанций, соответствующих нашим идеям о телах, то как было бы возможно для нас знать о них? Мы должны были бы знать это либо с помощью чувств, либо с помощью рассудка.

Слайд 12

Имматериализм Критика понятия материи как абсолютной субстанции

Дж. Беркли. «Трактат о принципах человеческого знания».

Что касается наших

Имматериализм Критика понятия материи как абсолютной субстанции Дж. Беркли. «Трактат о принципах
чувств, то они дают нам знание лишь о наших ощущениях, идеях или о тех вещах, которые, как бы мы их ни называли, непосредственно воспринимаются в ощущениях, но они не удостоверяют нас в том, что существуют вне духа невоспринятые вещи, сходные с теми, которые воспринимаются. Это признаётся самими материалистами.

Слайд 13

Имматериализм Критика понятия материи как абсолютной субстанции

Дж. Беркли. «Трактат о принципах человеческого знания».

Следовательно, остаётся допустить, что,

Имматериализм Критика понятия материи как абсолютной субстанции Дж. Беркли. «Трактат о принципах
поскольку мы обладаем каким-нибудь знанием внешних предметов, это знание приобретается благодаря рассудку, умозаключающему об их существовании из того, что непосредственно воспринято в ощущении. Но я не вижу, какой рассудок может привести нас к выводу о существовании тел вне духа, исходя из того, что мы воспринимаем.

Слайд 14

Радикальный номинализм

Что может быть легче для каждого, чем немного вникнуть в свои собственные мысли

Радикальный номинализм Что может быть легче для каждого, чем немного вникнуть в
и затем испытать, может ли он достигнуть идеи, которая соответствовала бы данному здесь описанию идеи треугольника, который ни косоуголен, ни прямоуголен, ни равносторонен, ни равнобедрен, ни неравносторонен, но который есть вместе и всякий, и никакой из них?

Локк

Беркли

Разве не нужны усилия и способности, чтобы составить общую идею треугольника?
Ибо она не должна быть идеей ни косоугольного, ни прямоугольного, ни равностороннего треугольников; она должна быть всем и ничем в одно и то же время.

Слайд 15

Радикальный номинализм

Абстрактные идеи не существуют,

т.е. идея есть нечто единичное.

Радикальный номинализм Абстрактные идеи не существуют, т.е. идея есть нечто единичное.

Слайд 16

Субъективный идеализм Вещи как комплексы ощущений

Объект и ощущение – одно и то же.
Бытие вещей

Субъективный идеализм Вещи как комплексы ощущений Объект и ощущение – одно и
состоит в их воспринимаемости.

Esse est percipi.

Слайд 17

Субъективный идеализм «Носитель» идей – не материя, а дух

Цвет

Звук

Вкус

Субъективный идеализм «Носитель» идей – не материя, а дух Цвет Звук Вкус

Слайд 18

Субъективный идеализм «Носитель» идей – не материя, а дух

Цвет

Звук

Вкус

Идеи могут существовать лишь в уме

Субъективный идеализм «Носитель» идей – не материя, а дух Цвет Звук Вкус
(духе), следовательно, именно ум и «поддерживает» единство их комплексов.

Слайд 19

Субъективный идеализм Проблема непрерывности существования

Цвет

Звук

Вкус

Но комплексы идей (вещи), которые воспринимались,
потом перестали восприниматься

и после

Субъективный идеализм Проблема непрерывности существования Цвет Звук Вкус Но комплексы идей (вещи),
перерыва восприняты вновь,
существовали ли, в то время, когда они не воспринимались?

Слайд 20

Субъективный идеализм Проблема непрерывности существования

Вещи всегда кем-то воспринимаются.

Субъективный идеализм Проблема непрерывности существования Вещи всегда кем-то воспринимаются.

Слайд 21

Два вида ментальных сущностей

Идеи (ideas)

Духи (minds)

Субъективный идеализм Проблема реальности нечувственного

Идеи пассивны: их бытие состоит в их воспринимаемости.

Духи

Два вида ментальных сущностей Идеи (ideas) Духи (minds) Субъективный идеализм Проблема реальности
активны: их бытие состоит в восприятии.

Esse est percipi.

Esse est percipere.

Слайд 22

Проблема реальности нечувственного Бытие других сознаний

Но если духи воспринимают, но не воспринимаются (они ведь не

Проблема реальности нечувственного Бытие других сознаний Но если духи воспринимают, но не
составлены из чувственных свойств),

и не вытекает ли из позиции Беркли солипсизм?

то откуда берётся и что вообще такое идея другого духа, в том числе – идея Бога,

Слайд 23

Солипсизм

Солипсизм (лат. solus, единственный, ipse, сам) – философское учение, согласно которому несомненно данным является лишь собственный

Солипсизм Солипсизм (лат. solus, единственный, ipse, сам) – философское учение, согласно которому
субъективный опыт, а всё, что считается существующим независимо от него (включая тело, мир внешних сознанию вещей, других людей), в действительности – лишь часть этого опыта.

Слайд 24

Солипсизм

Солипсизм

Слайд 25

Род. 7 мая 1711 г. в Эдинбурге
Учёба в Эдинбургском университете (1723-1726)
Ум. 25

Род. 7 мая 1711 г. в Эдинбурге Учёба в Эдинбургском университете (1723-1726)
августа 1776 г. в Эдинбурге

Давид Юм (1711-1776)

Эдинбург

Слайд 26

Давид Юм (1711-1776)

А. Рамсэй. Дэвид Юм (Эдинбург)

Трактат о человеческой природе (1739-1740)
Опыты моральные и

Давид Юм (1711-1776) А. Рамсэй. Дэвид Юм (Эдинбург) Трактат о человеческой природе
политические (1741-1742/1777)
Исследование человеческого познания (1748/1751)
Диалоги о естественной религии (1779)

Основные сочинения

Слайд 27

Давид Юм Самокритика эмпиризма

Субъективный идеализм: гносеологическая версия
Причины ощущений, а следовательно – и

Давид Юм Самокритика эмпиризма Субъективный идеализм: гносеологическая версия Причины ощущений, а следовательно
природа реальности, непознаваемы
Гносеология Юма
Два вида восприятий (перцепций)
впечатления
идеи
Принципы ассоциации идей
сходство
смежность
причинность
Субъективность причинности

Слайд 28

Субъективный идеализм Гносеологическая версия

Идея

Наше собственное сознание (солипсисты)?

Бог (Беркли)?

Материальная вещь (Локк)?

Субъективный идеализм Гносеологическая версия Идея Наше собственное сознание (солипсисты)? Бог (Беркли)? Материальная вещь (Локк)?

Слайд 29

или чем-то ощущаемым

или какими-то сверхчувственными сущностями

(иначе говоря – просто другим ощущением; но в этом случае вопрос остаётся без

или чем-то ощущаемым или какими-то сверхчувственными сущностями (иначе говоря – просто другим
ответа),

(которые чувствами не воспринимаются и, следовательно, остаются непознанными).

Субъективный идеализм Гносеологическая версия

Поскольку, согласно принципам эмпиризма, единственным источником наших знаний являются чувственные ощущения, вопрос о причинах ощущений не имеет смысла, так как такие причины должны быть

И в том, и в другом случае субъективный (идеальный) мир чувственных ощущений остаётся единственном доступной нам реальностью.

Слайд 30

Гносеология Юма Два вида восприятий

Впечатления

Идеи

Гносеология Юма Два вида восприятий Впечатления Идеи

Слайд 31

Гносеология Юма Два вида восприятий

соединяются умом по его усмотрению

связаны в опыте

менее живые и сильные

более живые и

Гносеология Юма Два вида восприятий соединяются умом по его усмотрению связаны в
сильные

остаются в уме после прекращения ощущений или предвосхищают их

получаются в процессе чувственного восприятия

Идеи

Впечатления

Слайд 32

Гносеология Юма Принципы ассоциации идей

Сходство

Смежность

Причинность

Гносеология Юма Принципы ассоциации идей Сходство Смежность Причинность

Слайд 33

Гносеология Юма Принципы ассоциации идей

Сходство

Смежность

Причинность

Гносеология Юма Принципы ассоциации идей Сходство Смежность Причинность

Слайд 34

Субъективность причинности

Post hoc non est propter hoc.

«После» не значит «вследствие».

Умозаключение о наличии каузальной

Субъективность причинности Post hoc non est propter hoc. «После» не значит «вследствие».
связи на основании последовательности во времени – результат логической ошибки.

Слайд 35

Субъективность причинности

Субъективность причинности

Слайд 36

От гносеологического оптимизма Бэкона …

… к гносеологическому пессимизму Юма.

Знание – сила.

От гносеологического оптимизма Бэкона … … к гносеологическому пессимизму Юма. Знание –
Развитие науки – залог будущего благоденствия человечества.

Достоверное знание невозможно и не нужно.
Стремление к нему порой даже вредно.

Эволюция британского эмпиризма XVII-XVIII в.

… через сведение эмпиризма к сенсуализму (Локк) и элиминацию объективного предмета науки (Беркли) …