1c120d6755b647caa1834b8fe043244e9181f4505f9c481ef1f54d11b47 (1)

Содержание

Слайд 2

этимология

Философия – «любовь к мудрости» (греч. рhileo – любовь, sophia –мудрость)
Автором

этимология Философия – «любовь к мудрости» (греч. рhileo – любовь, sophia –мудрость)
термина считают Пифагора
Гераклит: philosophos - исследователь природы вещей

Слайд 3

Аристотель(384-322 гг. до н.э.): всеобщая наука, исследующая первые начала и причины, госпожа,

Аристотель(384-322 гг. до н.э.): всеобщая наука, исследующая первые начала и причины, госпожа,
другие науки – рабыни.
Ибн-Рушд (1126-1198): философия и религия – молочные сестрёнки.
И.В. Гёте (1749-1832): философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке
Г.В.Ф. Гегель (1770-1831): «схваченная мыслью эпоха»;
наука наук, даёт золото познания, остальные науки – шелуху
Марксизм: наука, изучающая наиболее общие законы природы, общества, мышления

Что такое философия?

Слайд 4

Что такое философия?

Р. Декарт: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого

Что такое философия? Р. Декарт: «Вся философия подобна как бы дереву, корни
- метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике...». 
А.И. Герцен: ствол дерева – философия, ветви – частные науки. Обрежьте ствол – ветви распадутся; отпилите ветви – ствол засохнет и превратится в мёртвый, безжизненный пень.

Слайд 5

Т. Гоббс (1588-1679): «…скорее естественный человеческий разум, усердно изучающий все дела творца,

Т. Гоббс (1588-1679): «…скорее естественный человеческий разум, усердно изучающий все дела творца,
чтобы найти и сообщить бесхитростную правду об их порядке, их причинах и следствиях»
Б. Рассел (1872-1970): «Между теологией и наукой имеется Ничейная земля, открытая для атак с обеих сторон; эта Ничейная земля и есть философия»
Рахматуллин Р.Ю.: «…понятия «философия» и «наука» находятся в логическом отношении перекрещивания, т.е. их объемы частично совпадают.» 

Что такое философия?

Слайд 6

Иммануил Кант:
Что я могу знать?
Что я должен делать? Что такое человек?
На что

Иммануил Кант: Что я могу знать? Что я должен делать? Что такое
я могу надеяться?
Ф. Энгельс «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»:
соотношение материального и духовного, материи и сознания

Проблемное поле философии

Слайд 7

: «Наука очень скоро стала походить на огромный сад, в разных уголках

: «Наука очень скоро стала походить на огромный сад, в разных уголках
которого трудятся группы людей – каждая на своих делянках. В сад приходят все новые и новые работники, он разрастается и вместе с тем делянки становятся все меньше и меньше. Каждый садовод льнет к своему кустику, исследует его до последнего листочка, однако, ползая по клочку земли, он теряет возможность увидеть и понять то, что делают его соседи, не говоря уже о том, чтобы обозреть весь сад. Вот тут и приходит на помощь философия. Она представляет собой как бы вид с высоты. Она позволяет составить целостное представление о мире, о его закономерностях и взаимосвязях» [Азимов А. Вид с высоты. - М.: Мир, 1965. - 235 с. - c. 10].
«Каждая отдельная наука изучает мировую действительность в одном каком-либо разрезе, измерении. Философия имеет объектом размышлений мир как целое» [Ершов М.Н. Влияние личности философа на философское построение // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. - М., 1990. - С. 105].
Объектом исследования философии является мир в целом, мир как целое (Человек, окружающий мир, отношения в системе «человек-мир»).

вопрос об объекте философского исследования. Для научных исследований представляет интерес научная философия. Известно, что каждая наука имеет свой определенный «участок» реальности для исследования и объяснения. Каким же «участком» занимается философия?

Слайд 8

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система наиболее общих взглядов и представлений о мире в целом

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система наиболее общих взглядов и представлений о мире в целом
и месте человека в этом мире

Интеллектуальная составляющая:
Миропонимание –система точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы

Эмоциональная составляющая:
Мироощущение: первоначальный элемент, соединяющий субъект (человека) и объект (мир), непосредственно чувственный контакт человека и мира
Мировосприятие -целостное отражение ситуаций, событий в виде наглядных образов и представлений

Слайд 9

знания;
ценности и ценностные ориентации – представления о том, что ценно, а также

знания; ценности и ценностные ориентации – представления о том, что ценно, а
отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их потребностями, интересами и идеалами; выбор собственных критериев добра, красоты, истины;
вера;
идеалы;
убеждения

КОМПОНЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

Слайд 10

Исторические (т.к. занимают в обществе господствующее место)

Мифологическое (синкретичность, дорефлексивность, антропоморфизм, социоморфизм)
Религиозное (вера

Исторические (т.к. занимают в обществе господствующее место) Мифологическое (синкретичность, дорефлексивность, антропоморфизм, социоморфизм)
в сверхъестественное высшее начало - Абсолют ; «удвоение» мира: небесный – божественный и земной – греховный; догматичность)
Научное (рациональность, объективность, логическая обоснованность, теоретическое и эмпирическое доказательство принципов, наличие прикладных аспектов)

Философское: рациональное мировосприятие, наличие системы доказательств, рефлексивность, внепредметность, объяснение мира посредством системы абстрактных понятий (по причине универсальности его элементы присутствуют в любом типе мировоззрения)
Художественное: образный характер представлений, творческое преобразование реальности, её идеализация, мера как принцип соотношения частей, созерцательность (поэтическое, эстетическое)
Обыденное (повседневное или бытовое)

Типы мировоззрения

Неисторические (не занимают господствующее место, существуют одновременно с историческими)

Слайд 12

Мифогенная: философия возникает из мифологии
Гносеогенная: философия возникает как обобщение знания
Мифогносеогенная (гносеогенно-мифогенная):
Три

Мифогенная: философия возникает из мифологии Гносеогенная: философия возникает как обобщение знания Мифогносеогенная
источника возникновения философии:
мифологическое мировоззрение;
знание;
обыденное сознание
Философия возникла как разрешение противоречия между художественно-мифолого-религиозным мировоззренческим комплексом и интеллектуальной деятельностью человека, связанной с решением реальных задач жизнеобеспечения рода и племени. До сих пор ограниченный узкими рамками практических задач интеллект вторгается в область мировоззрения и интеллектуализирует его. Так возникает философия как интеллектуальное мировоззрение. Философия наследует от мифологии как мировоззрения установку на большие вопросы, а от интеллекта —установку на их решение логическими средствами.

Концепции происхождения философии

Слайд 13

Возникновением классового общества и отделение умственного труда от физического.
Переход от «века

Возникновением классового общества и отделение умственного труда от физического. Переход от «века
бронзы» к «веку железа». Железные орудия получили широкое распространение в Средиземноморье, Древнем Китае, Древней Индии лишь к концу VI в. до н. э. «Железный век» начинается с вытеснения железными орудиями труда и войны бронзовых орудий.
Возникновение монеты как законченной формы денег. Монета — воплощение меновой стоимости, абстрактного труда, единственная абстракция, которую можно потрогать.
Борьба классов. Философия возникает как мировоззрение новых слоев городского населения, борющихся с теми, кто обосновывал свое право на власть и привилегии, исходя из мифологического мировоззрения.

Экономико-социально-политические условия и предпосылки возникновения философии

Слайд 14

Философия возникла в пределах меднобронзовой полосы древней цивилизации (40° — 20° сев.

Философия возникла в пределах меднобронзовой полосы древней цивилизации (40° — 20° сев.
широты) в Китае, и в Индии, и в Греции в кон.VII – VI в.в. до н.э.

Слайд 15

Направленность на всеобщее: принципы, связи, отношения, отсюда - сложность определения четких границ

Направленность на всеобщее: принципы, связи, отношения, отсюда - сложность определения четких границ
объекта и предмета философии.
Антропоцентризм. Мир предстаёт в философии не сам по себе, а как человеческая обитель, мир, необходимой частью которого является человек. Философия формирует человеческий взгляд на мир, человеческое понимание мира.
Вопросы философии являются вечными проблемами, которые не перестают волновать человека: вопрос о соотношении человека и мира. «Что есть мир», «Что есть человек», «Каково место человека в этом мире» («Мир», «Я» и «Моё место в мире»)
Совокупность вопросов философии не является завершенной.
Личностный, индивидуальный характер философского познания и восприятия.
Философия – это плюралистическая форма духовной деятельности, нет одной, единственно верной философии.
Рефлексивность. Философ всегда применяет метод рефлексии, обращенный на самого себя, преломляющий объект исследования через особенности своей личности, собственного видения и чувствования.
Особый понятийно-категориальный аппарат. Язык философии – язык предельно широких и общих понятий.
Образность, ассоциативность, метафоричность, широкое использование иносказательных форм, что сближает философию с искусством.

Специфика философского знания

Слайд 16

Проблема Универсума: категориальная модель мира (вопросы первоначала, конечности и бесконечности, единства и

Проблема Универсума: категориальная модель мира (вопросы первоначала, конечности и бесконечности, единства и
множественности, форм и способов бытия мира)
Проблема человека, его аксиологического (ценностного) статуса как особого типа бытия (смысл жизни, свобода – несвобода, принципиальные отличия человеческого существования от других типов бытия)
Проблема взаимосвязи человека и мира, типов отношений между ними (познание, преобразование, ценностная и культурная интерпретация природного и социокультурного мира)

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

Слайд 17

Мировоззренческая
Гуманистическая
Культурно-воспитательная
Социальная
Аксиологическая (ценностная)
Объяснительно-информационная
Критическая
Методологическая
Гносеологическая (познавательная)
Синтетическая (интегрирующая)
Прогностическая
Гедонистическая

Функции философии

Мировоззренческая Гуманистическая Культурно-воспитательная Социальная Аксиологическая (ценностная) Объяснительно-информационная Критическая Методологическая Гносеологическая (познавательная) Синтетическая

Слайд 18

Онтология – учение о бытии
Гносеология – теория познания
Эпистемология – учение о научном

Онтология – учение о бытии Гносеология – теория познания Эпистемология – учение
познании
Аксиология – учение о ценностях
Праксиология – учение о деятельности
Социальная философия – философия общества
Философская антропология – философия человека
Философия истории – учение о закономерностях и смысле исторического процесса
История философии – философия в историческом измерении
Логика, этика, эстетика (в англоязычной традиции)

Структура философского знания