2_Filos_Drevnego_Vostoka

Содержание

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ

Особенности восточной философии в постижении мира и человека.
Проблема человека и государства в

СОДЕРЖАНИЕ Особенности восточной философии в постижении мира и человека. Проблема человека и
философии конфуцианства, легизма, моизма.
Человек и космос в философии даосизма.
Особенности древнеиндийской философии.

Слайд 3

ВРЕМЯ РАСЦВЕТА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, ШКОЛЫ

с VI век до н.э.

конфуцианство

НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ: буддизм, джайнизм,

ВРЕМЯ РАСЦВЕТА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, ШКОЛЫ с VI век до н.э. конфуцианство
чарвака-локаята

даосизм

КИТАЙ

ИНДИЯ

ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ: 6 систем индуизма

легизм

моизм

Слайд 4

ОСОБЕННОСТИ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

2) Тесное взаимодействие с религией (брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство).

3)

ОСОБЕННОСТИ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 2) Тесное взаимодействие с религией (брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство).
Интровертность, т.е. направленность на себя (термин философа 20 в. К.-Г. Юнга), из чего следует восточное молчание, недеяние, созерцательность, замкнутость и пр.

4) Поиск внутренней гармонии, философия – не теория, а практика достижения гармонии.

1) Концентрация на проблеме человека, этике.

Слайд 5

КОНФУЦИАНСТВО

ОСНОВАТЕЛЬ – Кун-фу-цзы (Конфуций)
551-479 г.г. до н.э.

«Беседы и суждения»

Конфуцианство – учение, объединяющее

КОНФУЦИАНСТВО ОСНОВАТЕЛЬ – Кун-фу-цзы (Конфуций) 551-479 г.г. до н.э. «Беседы и суждения»
в себе философию и этику, в его основе лежит понятие долга.

2500 лет конфуцианству.

Слайд 6

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА КОНФУЦИАНСТВА

Гармония общества и власти: власть должна быть с «человеческим лицом»,

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА КОНФУЦИАНСТВА Гармония общества и власти: власть должна быть с «человеческим
т.е. император должен воспитывать своих подданных, а не угнетать и подавлять.

Слайд 7

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА: ПРАВИЛА (ЛИ)

Правила (ЛИ) - этикет, следование ритуалам (церемониям).
Соблюдение ритуалов

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА: ПРАВИЛА (ЛИ) Правила (ЛИ) - этикет, следование ритуалам (церемониям).
естественно, помогает человеку организовать свою жизнь.
Правила этикета соблюдают все (от императора до нищего).
Чтобы стать человеком, надо вначале усвоить правила Ли.
Особенность ритуала: он построен на традиции.

Примеры ритуалов: сыновняя почтительность (сянь), почитание древности как священного образца, чайная церемония.

Слайд 8

Сюй Цзешу. Наставление о чае
Принесите все необходимое для заваривания чая и

Сюй Цзешу. Наставление о чае Принесите все необходимое для заваривания чая и
снимите с чайника крышку, положив на стол ее вверх дном. Низ крышки не должен соприкасаться с поверхностью стола, ибо запах лака, нанесенного на дерево, убивает вкус чая. Налейте в чайник кипящую воду, бросьте туда несколько листов чая и накройте чайник крышкой.
Выдержите время, которое требуется для того, чтобы сделать три вдоха и три выдоха, и налейте чай в чашки, а потом, чтобы чай отдал свой аромат воде, вылейте чай обратно в чайник. Снова обождите время достаточное для того, чтобы сделать три вдоха и три выдоха, после чего преподнесите чай гостям. Если вы будете заваривать чай таким образом, чай сохранит свою свежесть и тонкий аромат, так что питие чая доставит удовольствие, снимет усталость и укрепит душевные силы.

НАСТАВЛЕНИЕ О ЧАЕ
(чайная церемония)

Как пить чай
Воду в чайник не следует заливать более двух раз. В первый раз чай будет иметь изысканно свежий аромат, во второй раз – аромат нежный и чистый, на третий же раз чай утратит свой вкус. Также не следует наливать в чайник ни слишком много, ни слишком мало воды, чтобы и после второй заварки чай сохранил свой аромат. Эту вторую заварку можно делать после еды, чтобы сполоснуть рот.
Гости Если гости возбуждены, лучше угостить их вином, а если они не слишком веселы, можно преподнести им обыкновенный чай. Лишь в обществе задушевных друзей, которым можно поведать свои заветные чувства, надлежит заваривать лучший чай. А насколько церемонно преподносить чай – это зависит от числа гостей. К
Комната для чаепития Хорошо иметь рядом с кабинетом для ученых занятий маленькую чайную комнату – ухоженную, светлую и удобную.

Слайд 9

Время для пития чая Чай можно пить в такое время: когда ты

Время для пития чая Чай можно пить в такое время: когда ты
празден; когда слушаешь скучные стихи; когда мысли спутаны; когда отбиваешь такт, слушая песню; когда музыка умолкает; когда живешь в уединении; когда живешь жизнью ученого мужа; когда беседуешь поздно ночью; когда занимаешься учеными изысканиями днем; в брачных покоях; принимая у себя ученого мужа или воспитанных певичек; когда посещаешь друга, возвратившегося из дальних странствий; в хорошую погоду; в сумерки дня; когда созерцаешь лодки, скользящие по каналу; среди раскидистых деревьев и бамбуков; когда распускаются цветы; в жаркий день, у зарослей лотоса; возжигая благовония во дворе; когда младшие покинули комнату; когда посещаешь уединенный храм; когда созерцаешь потоки и камни, составляющие живописную картину.

Слайд 10

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА: ЖЕНЬ

ЖЕНЬ – (仁) — «человеческое начало», «любовь к людям»,

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА: ЖЕНЬ ЖЕНЬ – (仁) — «человеческое начало», «любовь к
«человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом.

Теория прорастания рисового зерна

Слайд 11

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА: ВЗАИМНОСТЬ, ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

Взаимность - «золотое правило нравственности», характерное для

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА: ВЗАИМНОСТЬ, ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА Взаимность - «золотое правило нравственности», характерное
многих культур: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Принцип «золотой середины»: соблюдай во всем меру, смягчай
противоречия, не допускай
ни чрезмерности, ни отставания.

Слайд 12

ПРИНЦИП ИСПРАВЛЕНИЯ ИМЕН В КОНФУЦИАНСТВЕ

ЭТО ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ.
СУТЬ ПРИНЦИПА: изменяй только

ПРИНЦИП ИСПРАВЛЕНИЯ ИМЕН В КОНФУЦИАНСТВЕ ЭТО ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ. СУТЬ ПРИНЦИПА:
названия привычных явлений, чтобы сохранить традицию и стабильность.
Самым страшным считалось в Древнем Китае жить в эпоху перемен.

Слайд 13

ЛЕГИЗМ: ШКОЛА ЗАКОННИКОВ

Представители:
Шан Ян,
Фа Цзя,
Хай Фэй,
Гуань Чжун

Карательное законодательство

ЛЕГИЗМ: ШКОЛА ЗАКОННИКОВ Представители: Шан Ян, Фа Цзя, Хай Фэй, Гуань Чжун Карательное законодательство

Слайд 14

МОИЗМ

V в. до н.э. Основатель - Мо-цзы.
Основные идеи:
Люди по природе

МОИЗМ V в. до н.э. Основатель - Мо-цзы. Основные идеи: Люди по
своей добры.
В основании управления
государства должна лежать
любовь, а не ритуал или закон.
Принцип равенства и братства:
«Имеющий избыток делится с
другими", "сильный помогает слабым",
"знающий учит незнающих"

Слайд 15

ДАОСИЗМ

Основатель Лао-цзы ( VI в. до н.э.)

Все события происходят в соответствии с

ДАОСИЗМ Основатель Лао-цзы ( VI в. до н.э.) Все события происходят в
естественным порядком вещей – «путем» (дао)
Дао – закономерность существования вселенной
Дэ – сила, помогающая проявлению Дао в мире
Постичь дао и дэ можно только через переживание
Философия даосизма наполнена парадоксами

Слайд 16

ДАО

ИНЬ: темное, женское, пассивное

ЯН: светлое, мужское, активное

Дао – великий путь единой жизни,

ДАО ИНЬ: темное, женское, пассивное ЯН: светлое, мужское, активное Дао – великий
невидимый всеобщий естественный закон природы, общества и человека.

«Дао, выраженное словами, – не есть настоящее дао. Имя, которое может быть названо, – не есть настоящее имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем есть мать всех вещей.
Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну дао, а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме. Оба они одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшим. Переход от одного глубочайшего к другому – дверь ко всему чудесному».
Лао Цзы. Дао Дэ Цзин.

Слайд 17

У-ВЭЙ - НЕДЕЯНИЕ

Обрести дао можно через у-вэй, «успех без усилий» – спонтанное

У-ВЭЙ - НЕДЕЯНИЕ Обрести дао можно через у-вэй, «успех без усилий» –
слияние с естественным ходом вещей, при котором отпадает надобность в специальной активности, усилии воли.

Слайд 18

СВОБОДА ДАО

СПОНТАННОСТЬ
СЛИЯНИЕ С ДАО
ОТКАЗ ОТ Я, ЛИЧНОСТИ, СТРАХОВ, ПРИСТРАСТИЙ

СВОБОДА ДАО СПОНТАННОСТЬ СЛИЯНИЕ С ДАО ОТКАЗ ОТ Я, ЛИЧНОСТИ, СТРАХОВ, ПРИСТРАСТИЙ

Слайд 19

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ЧЕРТЫ

Учение о карме – неумолимом законе причины и следствия. По

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ЧЕРТЫ Учение о карме – неумолимом законе причины и следствия.
закону кармы особые грешники могут в следующей жизни стать представителями низшей касты, животным и даже камнем.

Учение о сансаре – круговороте жизни и перевоплощений, в соответствие с которым будущее человека определяется делами и поступками прошлой жизни.

Слайд 20

КАСТОВАЯ СИСТЕМА ИНДИИ:ВАРНЫ

Варны – сословия. Существуют 4 варны

КАСТОВАЯ СИСТЕМА ИНДИИ:ВАРНЫ Варны – сословия. Существуют 4 варны

Слайд 21

ШКОЛЫ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ШКОЛЫ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Слайд 22

БУДДИЗМ

Основатель буддизма - принц Сиддхартха Гаутама
VI в. до н.э.

Мировая религия: отсутствует

БУДДИЗМ Основатель буддизма - принц Сиддхартха Гаутама VI в. до н.э. Мировая
идея бога-творца

Философское учение

Слайд 23

УЧЕНИЕ БУДДИЗМА: ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫХ ИСТИНЫ

сущность жизни есть страдание;
причина страдание – желания

УЧЕНИЕ БУДДИЗМА: ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫХ ИСТИНЫ сущность жизни есть страдание; причина страдание –
и привязанности;
3) избавление от страданий лежит через отказ от привязанностей
и желаний;
4) освобождение возможно через «восьмеричный путь», ведущий к просветлению и через него – к Нирване.
Восьмеричный путь включает:
управление своим телом,
управление своим дыханием,
правильные помыслы,
правильные деяния …
управление своим сознанием.

Слайд 24

НИРВАНА – ПУТЬ К СВОБОДЕ

Нирвана (в переводе означает угасание, затухание), т.е. угасание

НИРВАНА – ПУТЬ К СВОБОДЕ Нирвана (в переводе означает угасание, затухание), т.е.
любого рода желаний, чувств, привязанностей.

Слайд 25

ВИДЫ БУДДИЗМА

ВИДЫ БУДДИЗМА

Слайд 26

БУДДИСТСКАЯ ЭТИКА

благоговение перед всем живым, стремление во что бы то ни стало

БУДДИСТСКАЯ ЭТИКА благоговение перед всем живым, стремление во что бы то ни
не вредить ничему живому.