Античная философия

Содержание

Слайд 2

План изучения учебного материала

Понятие и основные периоды античной философии.
Философские школы периода ранней

План изучения учебного материала Понятие и основные периоды античной философии. Философские школы
греческой философии.
Расцвет греческой философии.
Философские школы периода заката и упадка античной философии.

Слайд 3

Источника античной философии

Культурные:
мифология
искусство (Гомер, Гесиод)
религия
ранние научные знания

Социально-политические:
развитие рабовладения
развитие ремесла и торговли
становление свободных

Источника античной философии Культурные: мифология искусство (Гомер, Гесиод) религия ранние научные знания
демократических институтов
полисная организация государства

Слайд 4

Периодизация Античной философии.

I период (VI в. до н.э.) – зарождение и формирование

Периодизация Античной философии. I период (VI в. до н.э.) – зарождение и
философии.
II период (V - IV вв. до н.э.) – зрелость и расцвет.
III период ( III - I вв. до н. э. ) – эллинизм и латинская философия периода Римской республики.
IV период (I - VI вв.) – упадок и гибель Римского государства.

Слайд 5

Характерные черты античной философии

Цель философии – созерцание истины, вне утилитарных, прагматических целей
Нерасчлененность

Характерные черты античной философии Цель философии – созерцание истины, вне утилитарных, прагматических
философских и научных взглядов, использование мифологических форм изложения
Стремление к рациональному объяснению всеобщего, мира как целого, поиск закономерностей
Появление первых философских текстов и школ
Многообразие философских школ, направлений, систем
Разработка философских методов (метафизического и диалектического), приемов доказательства (логика, риторика)
Преобладание нравственных аспектов в воззрениях на человека и общество
Развитие от космоцентризма* к антропоцентризму**

Слайд 6

Милетская школа (VII - VI вв. до н.э.) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклид

Милетская школа (VII - VI вв. до н.э.) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклид
Эфесский

Анаксимандр

Фалес Милетский

Анаксимен

Гераклид Эфесский

Слайд 7

Центральный вопрос Милетской школы - Что есть начало всех вещей?

Фалес Милетский –

Центральный вопрос Милетской школы - Что есть начало всех вещей? Фалес Милетский
вода
Анаксимен – воздух
Гераклид Эфесский – огонь
Анаксимандр - апейрон

Слайд 8

Атом – простой, неделимый
Вся реальность – атомы и пустота
Атомы различны по форме,

Атом – простой, неделимый Вся реальность – атомы и пустота Атомы различны
размеру, положению в пространстве и обладают самодвижением
Различные соединения атомов воспринимаются как различные объекты и их свойства

Атомистическая школа (V в. до н.э.) Левкипп, Демокрит.

Слайд 9

Период расцвета античной философии

Софисты
Учение Сократа
Платонизм, или Академия
Аристотелизм,

Период расцвета античной философии Софисты Учение Сократа Платонизм, или Академия Аристотелизм, или
или Ликей

Фрагмент фрески «Афинской школа». Рафаэль Санти.

Слайд 10

Софисты впервые поставили вопрос о человеке - «Человек есть мера всех вещей»

Софисты впервые поставили вопрос о человеке - «Человек есть мера всех вещей»
(Протагор).
Сократ, учитель Платона, воплощённый идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества.
«Я знаю, что ничего не знаю». Познание начинается с самопознания. Путь к самопознанию – разум. Истина существует, лучший путь её поиска – честный спор (диалектика). Сомнение – важный элемент философии.

Платон древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, основатель своей школы – Академии, просуществовавшей около 900 лет.
Наш мир не является истинным – он только искажённая тень настоящего мира. Наш мир – мир теней, - это лишь копии, несовершенные слепки с идей.
Истинное бытие Платон называет миром идей.

Слайд 11

Платон был основателем теории идеального государства, в котором, по его мнению, должно

Платон был основателем теории идеального государства, в котором, по его мнению, должно
быть три сословия: правители философы, воины, земледельцы и ремесленники.
Главным источником социального зла и несправедливости Платон считал частную собственность. Чтобы её искоренить, необходимо упразднить всё личное.
Согласно Платону, высшее из всего, что может существовать – справедливое и совершенное государство. Поэтому человек живёт ради государства, а не государство ради человека – господство всеобщего над индивидуальным.

Слайд 12

Аристотель (384-322 до н.э.)

Древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель философской

Аристотель (384-322 до н.э.) Древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель
школы – Ликей.
Аристотель не только развивает идеи Платона, но и спорит с ним. «Платон мне друг, но истина дороже». (Аристотель)

Слайд 13

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ (УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ГОСУДАРСТВЕ)

Душа присуща живому существу (растительная, животная,

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ (УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ГОСУДАРСТВЕ) Душа присуща живому существу (растительная,
разумная)
Разумность – отличительная черта человека и основа его нравственности. Высшей человеческой деятельностью является интеллектуальная, и она же дает высшее наслаждение
Моральные качества не даются от рождения, но формируются в социальной жизни через деятельность. Высшая нравственная и гражданская добродетель – справедливость
Человек – политическое животное. Идея среднего класса

Слайд 14

Типы государственного устройства по Аристотелю

Правитель должен придерживаться правил морали и быть справедливым.

Типы государственного устройства по Аристотелю Правитель должен придерживаться правил морали и быть

Политика искажается и превращается в преступное действие, если власть используется для личных целей

Слайд 15

СТОИЦИЗМ (ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА, МАРК АВРЕЛИЙ)

Разделили философию на физику, логику и этику,

СТОИЦИЗМ (ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА, МАРК АВРЕЛИЙ) Разделили философию на физику, логику и
последняя – важнейший элемент
Фатализм. Миром правит рок, необходимость, мир существует циклично. Человек не властен над судьбой, но властен над своим внутренним миром
Идеал – мудрец, сознательно принимающий судьбу и обретший спокойствие духа, победивший страсти
Цель жизни – счастье, как осознанное следование своей судьбе, предназначению, покой, апатия, бесстрастие
Стоик должен мужественно переносить удары судьбы и покоряться неизбежности