Античная философия (Древняя Греция и Древний Рим). Тема 2

Содержание

Слайд 2

План

Досократовская философия
Классическая античная философия
Римско-эллинистическая философия

План Досократовская философия Классическая античная философия Римско-эллинистическая философия

Слайд 3

Основные этапы развития античной философии

Основные этапы развития античной философии

Слайд 4

Вопрос 1. Досократовская философия

Наиболее известные ранние философские школы Древней Греции:
Милетская школа (Фалес,

Вопрос 1. Досократовская философия Наиболее известные ранние философские школы Древней Греции: Милетская
Анаксимен, Анаксимандр)
Школа пифагорейцев (Пифагор)
Школа Гераклита Эфесского
Элейская школа (Парменид, Зенон)
Атомисты (Левкипп, Демокрит)

Слайд 5

Особенности:
Ярко выраженный космоцентризм;
Повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

Особенности: Ярко выраженный космоцентризм; Повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
Поиск первоначала, породившего все сущее;
Гилозоизм;
Недискуссионный характер философских учений.

Слайд 6

Фалес – основатель милетской школы.
Основные взгляды:
первоначалом всего сущего считал воду,
представлял Землю в

Фалес – основатель милетской школы. Основные взгляды: первоначалом всего сущего считал воду,
виде плоского диска, который покоится на воде,
считал центром вселенной Землю,
точно определил продолжительность года – 365 дней,
сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Слайд 7

Анаксимандр
Основные взгляды:
первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию,

Анаксимандр Основные взгляды: первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную
из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;
вывел закон сохранения материи: все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов;
первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных.

Слайд 8

Анаксимен
Основные взгляды:
первопричиной всего сущего считал воздух;
выдвинул идею о том,

Анаксимен Основные взгляды: первопричиной всего сущего считал воздух; выдвинул идею о том,
что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем – в ил, затем – в почву, камень и т.д.);
проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса».

Слайд 9

Гераклит Эфесский.
Основные взгляды:
первоначалом всего сущего считал огонь,
вывел закон единства и

Гераклит Эфесский. Основные взгляды: первоначалом всего сущего считал огонь, вывел закон единства
борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита),
движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему»,
считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»),
был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории,
всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой разум,
выступал за материальность человеческой и мировой души.

Слайд 10

Пифагорейцы.
Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора.
Основные взгляды:
Первопричиной всего сущего считали число

Пифагорейцы. Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора. Основные взгляды: Первопричиной всего сущего
(всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа),
Выступали за познание мира через число (считали, что познание через число является промежуточным между чувственным и рациональным познанием),
Считали единицу мельчайшей частицей всего,
Пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное – нечетное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).

Слайд 11

Элейская школа
Основные взгляды:
Изучали проблемы познания,
Жестко распределяли чувственное познание (мнение, «докса») и

Элейская школа Основные взгляды: Изучали проблемы познания, Жестко распределяли чувственное познание (мнение,
высшее духовное идеалистическое познание,
Были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала,
Считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Слайд 12

Школа атомистов
Основные взгляды:
Весь материальный мир состоит из атомов,
Атом – мельчайшая неделимая

Школа атомистов Основные взгляды: Весь материальный мир состоит из атомов, Атом –
частица, «первокирпичик» всего сущего,
Атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.),
Между атомами существует пространство, заполненное пустотой,
Атомы находятся в вечном движении,
Атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

Слайд 13

Вопрос 2. Классическая философия

Основные классические школы:
Школа софистов (Горгий, Протагор, Фразимах)
Школа этического рационализма

Вопрос 2. Классическая философия Основные классические школы: Школа софистов (Горгий, Протагор, Фразимах)
(Сократ)
Школа объективного идеализма (Платон)
Школа Аристотеля
Киническая школа (Диоген, Антисфен)

Слайд 14

Основные положения философии Протагора:
Вне человеческого сознания ничего не существует,
Нет ничего

Основные положения философии Протагора: Вне человеческого сознания ничего не существует, Нет ничего
раз и навсегда,
Вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»),
Окружающий мир относителен,
Объективное (истинное) познание недостижимо,
Существует только мир мнения.

Слайд 15

Сократ
Основные идеи:
Основной метод Сократа получил название «майевтика». Суть майевтики в том,

Сократ Основные идеи: Основной метод Сократа получил название «майевтика». Суть майевтики в
чтобы, благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины,
Сократ ввел в свою философию метод в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы: добро, зло, любовь, счастье, честность,
Философ был сторонником этического реализма, согласно которому любое знание есть добро, а любое зло, порок совершается от незнания.

Слайд 16

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции,

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции,
ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии.
Особенности:
Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений («Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Государство», «Законы»).
Платон является основателем идеализма.

Слайд 17

Главные положения идеалистического учения Платона:
Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем

Главные положения идеалистического учения Платона: Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем
прекращают свое существование,
Окружающий мир («мир вещей в действительности не существует,
Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы), которые истинны, вечны и постоянны,
Любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи,
Весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Слайд 18

Основные положения гносеологии Платона:
Поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира

Основные положения гносеологии Платона: Поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира
идей», то предметом познания должны стать прежде всего, «чистые идеи»
«Чистые идеи» невозможно понять с помощью чувственного познания
«Чистые идеи можно познать лишь разумом, благодаря высшей идеалистическому познанию
(«дежа вю»)
Высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи»

Слайд 19

План государственного устройства Платона:
Все население государства (полиса) делится на три сословия

План государственного устройства Платона: Все население государства (полиса) делится на три сословия
– философы, воины, работники
Работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью
Воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях
Философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством

Слайд 20

Философы и воины не должны иметь частной собственности
Жители государства вместе проводят

Философы и воины не должны иметь частной собственности Жители государства вместе проводят
свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают
Не существует брака, все жены и дети общие
Дети воспитываются в общественных детских домах, где проявляются их способности к различным видам деятельности
Допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен

Слайд 21

Аристотель
Содержание философской критики Платона:
Согласно Аристотелю, не существует «чистых идей», не

Аристотель Содержание философской критики Платона: Согласно Аристотелю, не существует «чистых идей», не
связанных с окружающей действительностью, существуют только единичные и конкретно определенные вещи
Данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является…
Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще) – вторичной
Дать ответ на вопрос о том, что такое бытие, Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – «высказывания»)

Слайд 22

Согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без

Согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без
которых немыслимо само бытие.
сущность (субстанция)
количество
качество
отношение
место
время
положение
состояние
действие
страдание

Слайд 23

Три уровня души, выделяемые Аристотелем:
растительная душа, которая отвечает за функции питания, роста

Три уровня души, выделяемые Аристотелем: растительная душа, которая отвечает за функции питания,
и размножения
животная душа, отвечающая за те же функции (питание, рост, размножение) и, кроме того, за функции ощущения и желания
разумная (человеческая) душа, которая, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира

Слайд 24

Проблема человека.
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека: человек по биологической сущности

Проблема человека. Аристотель материалистически подходит к проблеме человека: человек по биологической сущности
является одним из видов высокоорганизованных животных наличием мышления и разума
.Человек имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть в коллективе), и именно это качество приводит к возникновению общества
Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство

Слайд 25

Проблема государства в философии Аристотеля:
Правильные формы государственного устройства (принцип легитимности):
монархия
аристократия
полития (власть среднего

Проблема государства в философии Аристотеля: Правильные формы государственного устройства (принцип легитимности): монархия
класса)
Неправильные формы государственного устройства:
тирания
крайняя олигархия
охлократия (власть толпы, крайняя демократия)

Слайд 26

Киническая философия:
Главная цель кинического учения - это философское обоснование особого образа

Киническая философия: Главная цель кинического учения - это философское обоснование особого образа
жизни – вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т.д.) – и проверка данного образа жизни на себе
Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений
В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

Слайд 27

Характерные черты философии и образа жизни киников:
Свобода вне общества
Отсутствие постоянного

Характерные черты философии и образа жизни киников: Свобода вне общества Отсутствие постоянного
места жительства, скитания
Паразитический образ жизни, попрошайничество
Крайний аскетизм
Замкнутость
Непризнание авторитетов
Отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам
Концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах
Радикализм, парадоксальность, скандальность

Слайд 28

Вопрос 3. Римско- эллинистическая философия

Наиболее известные философские школы римско-эллинистического периода:
Школа стоиков (Сенека,

Вопрос 3. Римско- эллинистическая философия Наиболее известные философские школы римско-эллинистического периода: Школа
Марк Аврелий Антониан)
Школа скептиков (Пиррон из Элиды, Секст Эмпирик)
Эпикурейзм
Эклектицизм (Марк Тулий Цицерон, Антиох)

Слайд 29

Основная идея философской школы стоиков –
– освобождение от влияния внешнего

Основная идея философской школы стоиков – – освобождение от влияния внешнего мира.
мира.
Путь для достижения этой цели – постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.
Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).

Слайд 30

Школа скептиков
Основные идеи:
Поднимается проблема критики знания;
Делается вывод о том, что человек не

Школа скептиков Основные идеи: Поднимается проблема критики знания; Делается вывод о том,
может оценить истинность полученного знания;
Основной философский метод и принцип – сомнение.

Слайд 31

Учение Эпикура о человеке
Основные положения:
Своим появлением на свет человек обязан самому

Учение Эпикура о человеке Основные положения: Своим появлением на свет человек обязан
себе (родителям)
Человек есть результат биологической эволюции
Боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела
Судьба человека зависит от него самого и обстоятельств, но не от богов

Слайд 32

Душа является особым видом материи, она смертна, как и тело
Человек должен

Душа является особым видом материи, она смертна, как и тело Человек должен
стремиться к счастью в пределах земной жизни (эвдемонизм)
Счастье человека состоит в удовольствии
Под удовольствием понимаются отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия)
Нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей)