Философия человек

Содержание

Слайд 2

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ:

1111Челове в микинезнакомец
Понять, что человек - гость в этом материальном

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: 1111Челове в микинезнакомец Понять, что человек - гость в этом
мире, он - вершина эволюции и великий незнакомец,
….и почему Протагор сказал: «Человек - мера всех вещей». всех вещей»

Слайд 3

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1111
1. Философская антропология как наука о человеке
2. Природа и сущность человека
3.

ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1111 1. Философская антропология как наука о человеке 2. Природа
Содержание понятия «личность»
4. Роль воспитания и образования в формировании личности

Слайд 4

Выражение «Фонарь Диогена»

Диоген Лаэртский в 4-й книге своего сочинения «Жизнь, учение и

Выражение «Фонарь Диогена» Диоген Лаэртский в 4-й книге своего сочинения «Жизнь, учение
мнения знаменитых философов» рассказывает, что греческий философ Диоген (IV в. до н.э.) однажды зажег днем фонарь и, расхаживая с ним по городу, так отвечал на недоуменные вопросы горожан: «Я ищу человека».
Попробуем найти истину, найти человека.

Слайд 5

АНТРОПОЛОГИЯ -

философская наука о человеке,
его происхождении, развитии, существовании в природной

АНТРОПОЛОГИЯ - философская наука о человеке, его происхождении, развитии, существовании в природной
(естественной) и культурной (искусственной) среде.

Слайд 6

Впервые термин «антропология» употребил Аристотель для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону

Впервые термин «антропология» употребил Аристотель для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную
человеческой природы.
И. Кант заложил основы этого учения о человеке, для него были очевидны такие истины как свобода человека, человеческий долг, Абсолют нравственности.
По И. Канту, антропология – это «фундаментальная философская наука, или философия человека, в которой осмысливаются проблемы человеческого бытия».
Кант И. «Антропология с прагматической точки зрения»

Слайд 7

Витрувианский человек Леонардо да Винчи (XV век)

Это иллюстрация Леонардо да Винчи для

Витрувианский человек Леонардо да Винчи (XV век) Это иллюстрация Леонардо да Винчи
книги римского архитектора Витрувия.
Витрувианский человек – это символ природной симметрии человеческого тела и всей Вселенной, это изображение гармонии, божественных пропорций человеческого тела. Двойственность изображения человека в том, что это божественное, но все же земное, существо.

Слайд 8

Все виды антропологии изучают человека в мире природы и культуры

Религиозная Философская
Социальная

Все виды антропологии изучают человека в мире природы и культуры Религиозная Философская Социальная Культурная Антропология
Культурная

Антропология

Слайд 9

Философская антропология (нач. ХХ в.)

в широком смысле — философское учение о природе

Философская антропология (нач. ХХ в.) в широком смысле — философское учение о
и сущности человека;
в узком — направление в западноевропейской философии начала XX века, целостное учение о человеке с опорой на психологию, биологию, социологию и этологию (изучает поведение животных и человека).

Слайд 10

С чего начиналась философская антропология?

Начало философской антропологии связано с появлением классических

С чего начиналась философская антропология? Начало философской антропологии связано с появлением классических
работ:
М.Шелер «Положение человека в космосе» (1928); «Сущность человека, новый опыт философской антропологии» (1929);
Х.Плеснер «Ступени органического и человек» (1928) (проблема природы человека, отличие в способе существования человека и животных);
П.Ландсберг «Введение в философскую антропологию» (1934);
А.Гелен «Человек. Его природа и положение в мире» (1940) и «Первобытный человек и поздняя культура» (1956);
Л. Бинсвангер «Основные формы и познание человеческого бытия» (1941);
Э.Ротхакер «Проблемы культурной антропологии» (1942);
Т.де Шарден «Феномен человека» (1955).

Слайд 11

МАКС ШЕЛЕР - основоположник антропологии

Немецкий философ и социолог.
«Сущность человека, новый опыт

МАКС ШЕЛЕР - основоположник антропологии Немецкий философ и социолог. «Сущность человека, новый
философской антропологии» (1929) - его главный труд.
«Единой идеи человека у нас нет. Специальные науки, занимающиеся человеком скорее скрывают сущность человека, чем раскрывают ее».

Слайд 12

МАКС ШЕЛЕР

«Еще никогда в истории человек не становился настолько проблематичным для себя,

МАКС ШЕЛЕР «Еще никогда в истории человек не становился настолько проблематичным для
как в настоящее время.
Поэтому я взялся за то, чтобы на самой широкой основе дать новый опыт философской антропологии».

Слайд 13

МАКС ШЕЛЕР

Незнание сущности человека приводит к кризису в культуре, к отказу от

МАКС ШЕЛЕР Незнание сущности человека приводит к кризису в культуре, к отказу
самого человека.
Знание о человеке должно включать в себя естественно-научное, философское и религиозное знание. Но познать человека даже в этом синтезе нереально. Человек - «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Человека нельзя определить, он превосходит любое определе-ние, любую науку. Тем не менее, проблема человека — это главная проблема философии.

Слайд 14

ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ

Классик западной социологии.
Представление о человеке как двойственном существе, в котором
сложным

ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ Классик западной социологии. Представление о человеке как двойственном существе, в
образом взаимодействуют и борются индивидуальное и социальное начала.
Труды: «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство: социологический этюд» (1898). 

Слайд 15

ЧЕЛОВЕК в истории философии

В философии Древнего Востока и Античности человек – фрагмент

ЧЕЛОВЕК в истории философии В философии Древнего Востока и Античности человек –
природы, жизнь которого предопределена судьбой, а сущность – богом.
В Новое время тело рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием.
Согласно религии, человек - есть божественное творение.

Слайд 16

ЧЕЛОВЕК в истории философии

Бихевиоризм: человек формируется преимущественно через воспитание //Э.Торндайк, Дж.Уотсон.
Биологический детерминизм:

ЧЕЛОВЕК в истории философии Бихевиоризм: человек формируется преимущественно через воспитание //Э.Торндайк, Дж.Уотсон.
характер - это врожденная особенность организма, воспитание лишь маскирует его проявления// Фр.Гальтон, П.К. Аиохииа.
Экзистенциализм: человек уникален, он несводим к каким-либо общим законам// М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П. Сартр, А.Камю, Н.Бердяев.

Слайд 17

ЧЕЛОВЕК в истории философии

Позитивистская концепция предлагает изучать человека как часть природы, позитивно

ЧЕЛОВЕК в истории философии Позитивистская концепция предлагает изучать человека как часть природы,
снимая с него ореол святости //О.Конт, С.Милль, Г.Спенсер.
Структурализм рассматривает человека как элемент или функцию социальных структур (политических, идеологических и других)// Ф.Соссюр, Ж.Лакан, М.Фуко, К.Леви-Стросс.

Слайд 18

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

— философские понятия, которые обозначают:
естественные свойства, присущие всем

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА — философские понятия, которые обозначают: естественные свойства, присущие
людям
сущностные характеристики человека
Говоря о сущности человека, мы имеем в виду те фундаментальные его черты, которые позволяют отличать людей от всех иных живых существ.
Сущность человека, по Аристотелю, - это те из его свойств, при изменении которых он перестает быть самим собой.  

Слайд 19

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Совокупность  передаваемых по наследству биологических и социальных черт человека. 
Природа

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА Совокупность передаваемых по наследству биологических и социальных черт человека.
человека - генетически заданные особенности поведения, мышления и склонности человека как биологического вида. Включает то, что пришло к нам из нашего животного прошлого, и приобретенные особенности, сформировавшиеся в истории человеческой цивилизации.

Слайд 20

Что такое ЧЕЛОВЕК?

Это уникальная, разумная частица материального мира.
Это особая социобиологическая социоприродная

Что такое ЧЕЛОВЕК? Это уникальная, разумная частица материального мира. Это особая социобиологическая
целостность.
Каждый человек – это планета, это космос.
1) человек – существо духовное;
2) человек – существо разумное;
3) человек – существо культурное, деятельное.

Слайд 21

ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК?

1) В первой позиции человек выступает как духовное существо, лишь

ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК? 1) В первой позиции человек выступает как духовное существо,
временно облеченное в плоть (эту позицию отстаивают все мировые религии).
Духовность проявляется в виде моральных ценностей, традиций, религиозных учений, искусства. Иногда духовность понимается как совесть. Укрепление духовности осуществляется в процессе воспитания и образования.

Слайд 22

ЧЕЛОВЕК

2). Человек – существо разумное, этим он отличается от всех других.

ЧЕЛОВЕК 2). Человек – существо разумное, этим он отличается от всех других.

Под разумностью понимается способность человека осознавать не только мир, но и себя в нем: свое бытие во времени и пространстве; способность фиксировать свое осознание мира и себя; стремление к самоанализу, самокритике, самооценке, целеполаганию и планированию своей жизни.

Слайд 23

ЧЕЛОВЕК

3). Человек – существо культурное, предметно-деятельное. Сущность человека – это преобразующая

ЧЕЛОВЕК 3). Человек – существо культурное, предметно-деятельное. Сущность человека – это преобразующая
предметная деятельность. Используя орудия труда, он сам не адаптируется к миру (как животные), а приспосабливает мир к себе, создает «вторую природу» – культуру.

Слайд 24

ЧЕЛОВЕК

Человек – существо свободное.
Под свободой понимается специфический способ бытия человека в мире,

ЧЕЛОВЕК Человек – существо свободное. Под свободой понимается специфический способ бытия человека
который состоит в возможности выбора, когда человек может выбирать, а может и отказаться от выбора.
Отказ от свободы – это отказ от своего естественного права и назначения быть человеком.

Слайд 25

ЧЕЛОВЕК

Человек – существо универсальное. Универсальность человека – это его способность к любым

ЧЕЛОВЕК Человек – существо универсальное. Универсальность человека – это его способность к
способностям, это возможность быть кем угодно и каким угодно.
В отличие от животного, которое всегда ограничено тем или иным набором унаследованных функций, человек способен преодолевать любые ограничения.

Слайд 26

ЧЕЛОВЕК

Человек – существо креативное.
Креативность – способность к изменению и преобразованию.
Человек

ЧЕЛОВЕК Человек – существо креативное. Креативность – способность к изменению и преобразованию.
всегда стремится переделывать все окружающее его «по себе», ассимилировать среду; а это, в свою очередь, способствует его собственному изменению, индивидуальному развитию.
Креативность обнаруживается в его способности к созданию нового, в непредсказуемости поведения отдельных людей.

Слайд 27

ЧЕЛОВЕК

Человека характеризует целостность. Человек есть живое создание, это единство материального, чувственного, духовного

ЧЕЛОВЕК Человека характеризует целостность. Человек есть живое создание, это единство материального, чувственного,
и рационального бытия.
Человек - есть фундаментальная социоприродная целостность.

Слайд 28

Н.А. Бердяев «О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА»

Человек – существо противоречивое.
«Человек -

Н.А. Бердяев «О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА» Человек – существо противоречивое. «Человек
двойственное и противоречивое существо, существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное. Высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве и к великой жестокости и беспредельному эгоизму».

Слайд 29

Ж.П. Сартр «Экзистенциализм - это гуманизм»

Человек прежде всего существует, сталкивается с самим

Ж.П. Сартр «Экзистенциализм - это гуманизм» Человек прежде всего существует, сталкивается с
собой, обнаруживается в мире — и впоследствии определяет себя …
Человек – это всегда незавершенный проект. Он − бесконечный творец самого себя. Тот, кто сегодня в битве повел себя как трус, завтра всегда может перестать быть им. Именно преодоление, стремление к лучшему через отрицание предыдущих состояний и делает человека человеком. Кто не понимает этого, похож на «мертвого без погребения».
Свобода реализуется лишь в активном, творческом, ответственном преобразовании мира. Пассивность социальной и жизненной позиции человека ведет к росту отчужденности субъекта от человечества, от истинных ценностей и, как результат, к утрате смысла жизни.

Слайд 30

ЛИЧНОСТЬ

Личностью не рождаются, личностью становятся.
Это совокупность качеств человека, приобретенных и развитых в

ЛИЧНОСТЬ Личностью не рождаются, личностью становятся. Это совокупность качеств человека, приобретенных и
социальной среде: знания, навыки, духовно-нравственные ценности, идеалы и цели.
Личность - это человек, прошедший социализацию.

Слайд 31

ИНДИВИД

ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (от лат. individum - неделимый) - понятия, означающие отдельного

ИНДИВИД ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (от лат. individum - неделимый) - понятия, означающие отдельного
человека как социального существа.
Оба термина взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности.

Слайд 32

Какие термины мы используем, говоря о человеке?

личность

индивид

индивидуальность

человек

Какие термины мы используем, говоря о человеке? личность индивид индивидуальность человек

Слайд 33

Французский теолог и философ, священник-иезуит, ученый, палеонтолог, археолог, биолог, выпускник Оксфорда. Один

Французский теолог и философ, священник-иезуит, ученый, палеонтолог, археолог, биолог, выпускник Оксфорда. Один
из создателей теории ноосферы (термин ввел Э.Леруа).
Автор труда «Феномен человека» (1955).
«Феномен человека».

Пьер Тейяр де Шарден
(1881 – 1953)

Слайд 34

Т.де Шарден «Феномен человека» (1955).

 Он ставит задачу  описать человека во всей его полноте,

Т.де Шарден «Феномен человека» (1955). Он ставит задачу описать человека во всей
не только телесной, но и духовной.
Человек – самый необыкновенный факт и самый озаряющий факт.
Человек – не статический центр мира, а ось и вершина эволюции.
Человек в этом материальном мире гость, великий незнакомец!

Слайд 35

Пьер Тейяр де Шарден

Эволюция не закончилась на человеке, она продолжается -

Пьер Тейяр де Шарден Эволюция не закончилась на человеке, она продолжается -
тенденция, ускоренная современной технологией, урбанизацией, телекоммуникациями и развитием вычислительной техники.
Глобальная сеть знаний, исследований и чувство взаимозависимости людей образуют то, что он называл ноосферой.
Ноосфера – сфера разумного отношения человека к окружающему миру.

Слайд 36

Социобиология

- это междисциплинарное научное направление, изучает биологические основы социального поведения животных

Социобиология - это междисциплинарное научное направление, изучает биологические основы социального поведения животных
и человека, на основе принципов генетики и эволюционной биологии.

Слайд 37

Гендерная антропология
Гендер – социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то,

Гендерная антропология Гендер – социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и
как это поведение воспринимается.
Задача гендерной антропологии - анализ и фиксация различий и иерархий бытия женщины и мужчины в современном мире.

Слайд 38

Роль воспитания в формировании личности

Воспитание – это приобщение индивида к социальным нормам,

Роль воспитания в формировании личности Воспитание – это приобщение индивида к социальным
духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.
Воспитание осуществляют разные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, общество в целом.
БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ? ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС

Слайд 39

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то,
из него воспитание.
И.Кант

Слайд 42

Загадки и тайны человека

Каким образом формируются сны, как правильно толковать сон, почему

Загадки и тайны человека Каким образом формируются сны, как правильно толковать сон,
некоторые из них настолько реальны, что после пробуждения сложно понять, сон ли это или явь. Или, например, как найти хоть одно разумное объяснение вещим снам.
«Сновидение не похоже на неправильную игру музыкального инструмента, которого коснулась не рука музыканта, а какая-то внешняя сила; оно не бессмысленно, не абсурдно, оно не предполагает, что часть нашей души спит, а другая начинает пробуждаться. Сновидение — полноценное психическое явление. Оно — осуществление желания».
«В сновидении нам открывается идеализированный мир… сон открывает нам земную красоту в райском сиянии, наделяет возвышенное еще большим величием, показывает нам наши повседневные страхи в самом ужасном их обличье, а то, что нам кажется смешным, предстает еще более комичным». Зигмунд Фрейд. Толкование сновидений. Глава III Сновидение – осуществление желания.