Философия Древнего Китая

Содержание

Слайд 2

Китайские династии

династия Ся – 2205-1766 гг. до н.э.
династия Шан – 1766-1123 гг.

Китайские династии династия Ся – 2205-1766 гг. до н.э. династия Шан –
до н.э.
династия Чжоу – 1122-256 гг. до н.э.
‘период Чжаньго’ – «период борющихся царств» – 475-221 гг. до н.э.;
«период ста школ»;
«золотой век» китайской философии.
династия Цинь – 221 г. до н.э.-205 г. до н.э.
династия Хань – 206 до н.э. – 220 н.э.
династия Суй – 590-617 гг.
династия Тан – 618-986 гг.
династия Сун – 960-1279 гг.
династия Юань 1280-1367 гг.
династия Мин- 1368-1643 гг.
династия Цин – 1644-1911 гг.

Слайд 3

Периодизация философии в древнем Китае

Шан гу – древняя древность
Чжун гу – средняя

Периодизация философии в древнем Китае Шан гу – древняя древность Чжун гу
древность
Ся гу – поздняя древность
Цзинь - современность

Период мифических предков-правителей, время правления легендарной династии Ся (XXI-XVIII вв. до н.э.) и Шан (XVIII-XII вв. до н.э.)
Период Чжоу (XII-III до н.э.)
Цинь и последующие династии (с III в. до н.э.; III в. до н.э.- III в.н.э.)
С XIX в. – Новое время

Слайд 4

Что называть «философией»?

Лунь
Шо
Цзы
Бянь

Смысл сортировки объектов по разным категориям
Разъяснение, объяснение слова
Ребенок, сын, мудрец
Аргументация

Что называть «философией»? Лунь Шо Цзы Бянь Смысл сортировки объектов по разным

Слайд 5

Особенности древнекитайской философии

1. историоцентризм
2. антропоцентризм
3. натурализм
1. человек и человеческий мир
2. отношение человека

Особенности древнекитайской философии 1. историоцентризм 2. антропоцентризм 3. натурализм 1. человек и
к природному миру
3. природный мир сам по себе

Слайд 6

дэ (благодать, добродетель)

Дэ – закономерность, достоинство, доблесть, энергия, благодать, нравственная сила. Добродетель.
Дэ

дэ (благодать, добродетель) Дэ – закономерность, достоинство, доблесть, энергия, благодать, нравственная сила.
- первоначально означало магическую силу вождя.
В самом общем смысле – качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи.
Дэ находится в основе первой в истории Китая философско-политического обоснования легитимности верховной власти.
Личные заслуги основателя династии становились основанием для получения «мандата Неба» на правление.
Считалось, что он обладал дэ.

Слайд 7

Шан-ди 上帝

Шан-ди верховный первопредок; «Высшее божество», «Верховный правитель».
Со временем Шан-ди стали

Шан-ди 上帝 Шан-ди верховный первопредок; «Высшее божество», «Верховный правитель». Со временем Шан-ди
почитать как божество-покровитель государства Шан-Инь.
Во время династии Чжоу возник культ Тянь-ди (Небесного первопредка), первоначально наделенного личностными чертами, а затем – обезличенного, абстрактного Неба тянь - 天.
Иероглиф тянь 天 встречается уже в иньских гадательных надписях (2-я половина II тыс. до н.э.).
По всей видимости, он восходит к изображению человека 人 жэнь, которое пересекают две горизонтальные черты: 天, то есть человека с раскинутыми руками (иероглиф «большой» 大 да) и пространства над его головой.
人 (жэнь, человек) — 大 (да, большой) — 天 (тянь, небо).

Слайд 8

Культ Неба

В китайской культуре Небо рассматривалось как источник императорской власти.
До 1912

Культ Неба В китайской культуре Небо рассматривалось как источник императорской власти. До
года правители Китая носили титул «сын Неба» (тянь-цзы 天子).
Считалось, что император поддерживает взаимодействие между тремя членами Великой триады — Небом, Землей и людьми.
Это нашло отражение в иероглифе ван 王 — правитель

Слайд 9

Храм Урожая — центральное сооружение Храма Неба в Пекине

В качестве верховного

Храм Урожая — центральное сооружение Храма Неба в Пекине В качестве верховного
жреца только он мог приносить жертвы Небу и Земле.
Его жертвоприношения духам земли и зерна обеспечивали процветание всей Поднебесной.
Также император являл собой образец сыновней почтительности, принося жертвы в Храме предков.
В день зимнего солнцестояния императоры династий Мин и Цин совершали церемонию жертвоприношения Небу в храме

Слайд 10

Круглый алтарь в Храме Неба в Пекине

Только самый достойный мог стать Сыном

Круглый алтарь в Храме Неба в Пекине Только самый достойный мог стать
Неба.
В эпоху Чжоу конфуцианцы обосновали идею, что Небо вручило Вэнь-вану (1152-1056 до н.э.) «небесный мандат» (тянь мин 天命) на правление, отобрав его у последних правителей династии Шан-Инь, погрязших в грязных делах и лишившихся милости Неба.

Слайд 11

Натурализм древнекитайской философии

Почитание духов
Шэнь – дух, благотворное сверхъестевенное существо
Гуй- злое сверхъестественное существо

Невыраженность

Натурализм древнекитайской философии Почитание духов Шэнь – дух, благотворное сверхъестевенное существо Гуй-
идеалистических учений в древнекитайской философии.
Дао (Абсолют)
1.Дао – путь человека
(жэнь дао) - принципы правильного управления
2.Дао – путь Неба
(тянь дао) – весь мир имеет единую основу в Дао (оно имманентно миру)

Слайд 12

Великая Триада: Небо, Земля, Человек

Небо (тянь 天), 
Земля (ди 地),
находящийся между ними Человек - жэнь 人
Это «Великая Триада» или «Три

Великая Триада: Небо, Земля, Человек Небо (тянь 天), Земля (ди 地), находящийся
Начала» (сань цай 三才).

Компоненты этой системы взаимозависимы и изменение в одной из них неизбежно отзывается в остальных.
Если в Поднебесной царит гармония и порядок, то Небо будет посылать благоприятные знамения.
Если же люди нарушают установленный порядок, то неизбежными будут землетрясения, наводнения, ураганы и другие природные и социальные катаклизмы

Слайд 13

Основные проблемы древнекитайской философии

Основные проблемы древнекитайской философии