Философия Древнего мира (Индия, Китай, Греция)

Содержание

Слайд 2

Учебные вопросы:
1. Особенности и школы философии Древней Индии.
2. Источники древнекитайской философии, основные

Учебные вопросы: 1. Особенности и школы философии Древней Индии. 2. Источники древнекитайской
идеи и школы.
3. Особенности и основные школы Античной философии.

2

Слайд 3

Литература:

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986
Исаева Н.В.

Литература: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986
Шанкара и индийская философия. М., 1991
История китайской философии. М., 1989
История философии в кратком изложении. М. 1991
Краткий очерк истории философии. М., 1969
Таранов П.С. 120 философов. Анатомия мудрости. В 2-х т. Симферополь, 1996

3

Слайд 4

Три философские традиции

Греция

Китай

Индия

4

Три философские традиции Греция Китай Индия 4

Слайд 5

Учебные вопросы:
1. Особенности и школы философии Древней Индии.

Учебные вопросы: 1. Особенности и школы философии Древней Индии.

Слайд 6

Источники древнеиндийской философии:

Устные народные эпосы;
Веды (знание, ведение) – гимны, молитвы, песнопения и

Источники древнеиндийской философии: Устные народные эпосы; Веды (знание, ведение) – гимны, молитвы,
т.п.:
Самхиты;
Брахманы;
Араньяки;
Упанишады
Упанишады (сидеть у ног учителя и получать наставления) – диалоги мудреца со своим учеником или с человеком, ищущим истину

6

Слайд 7

Основные периоды древнеиндийской философии:
Первый период - Ведический (XY-YI вв. до н.э.)
Веды

Основные периоды древнеиндийской философии: Первый период - Ведический (XY-YI вв. до н.э.)
- древнеиндийские памятники религии. Состоят из нескольких книг. Оправдывают существование в древней индии каст: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевладельцы, ремесленники, торговцы), мудры (низшая бесправная каста).
Второй период - эпический (YI-II вв. до н.э.)
Формируются учения, оппозиционные ведам. Буддизм. Джайнизм. Чарвака. Санкхья. Йога.
Третий период - Эра сутр (II в. до н.э. – YII в. н.э.).
Это краткие философские трактаты, рассматривавшие отдельные проблемы. Этим завершается период древнеиндийской философии.
В дальнейшем господствующее положение в ней занимает буддизм.

Древнеиндийская философия

7

Слайд 8

Общие черты индийских философских систем:
1) философия рассматривается как руководство к жизни;
2)  начальной стадией философских

Общие черты индийских философских систем: 1) философия рассматривается как руководство к жизни;
учений выступает пессимизм;
3) во всех системах, кроме чарвака, господствует вера в вечный нравственный закон-карму (сумма поступков человека, определяющая его дальнейшую жизнь);
4)  важнейшая задача человека - контроль над своим собственным Я;
5) Цель человека – достижение нирваны (блаженство, мания, счастье)

Древнеиндийская философия

8

Слайд 9

Древнеиндийская философия

- опирается на законы космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности;
бытие и

Древнеиндийская философия - опирается на законы космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности;
небытие ассоциируются с вдохом и выдохом Бога-творца. Он живет 100 космических лет, затем умирает, наступает абсолютное небытие, тоже 100 лет, затем вновь появляется жизнь при новом рождении творца, но уже более совершенная;
мир взаимосвязан, любое событие, поступок человека, явление природы влияет на жизнь космоса;
цель эволюции, развития – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

Проблемы бытия

Проблемы познания

особенность познания в индийской философии – не изучение внешних признаков предмета, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений;
- выделяют три вида сознания:
материальное сознание,
чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли люди),
сознание сновидения, мираж;
согласно индийской философии, каждое сознание заслуживает изучения.

9

Слайд 10

Основные школы Древнеиндийской философии:

Ортодоксальные школы

Неортодоксальные школы

10

Основные школы Древнеиндийской философии: Ортодоксальные школы Неортодоксальные школы 10

Слайд 11

Ортодоксальные школы:
- Веданта
- Миманса
- Санкхья
- Вайшешика
- Ньяя
- Йога

11

Ортодоксальные школы: - Веданта - Миманса - Санкхья - Вайшешика - Ньяя - Йога 11

Слайд 12

Неортодоксальные школы:
- Буддизм
- Джайнизм
- Локаята
- Школа чарваков

12

Неортодоксальные школы: - Буддизм - Джайнизм - Локаята - Школа чарваков 12

Слайд 13

Буддизм
Буддизм –философское учение Сиддхартха Гаутамы (Будды Шакьямуни) (ок.583-483до н.э.), цель которого —

Буддизм Буддизм –философское учение Сиддхартха Гаутамы (Будды Шакьямуни) (ок.583-483до н.э.), цель которого
направить человека на поиск истины, выхода из сансары, осознание и видение вещей такими, какими они являются (это один из ключевых аспектов буддизма).
Согласно легендам, будущий Будда (просветленный) перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 - царем, 24 - монахом, 18 -обезьяной, 13 - торговцем, 12 - курицей, 8 - гусем, 6 - слоном, кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. д.).

12

Слайд 14

Буддизм
Кто я? Зачем я живу? Для чего я родился? Как появился этот

Буддизм Кто я? Зачем я живу? Для чего я родился? Как появился
мир? В чем смысл жизни?
Когда человек сталкивается с такими вопросами, он начинает искать ответы в существующих концепциях самосовершенствования. 
Одна из концепций саморазвития, которая была сформулирована 2500 лет назад Буддой в Сарнатхе получила название «четыре благородные истины и восьмеричный путь». Свой путь Будда назвал срединным, т.к. отвергал и аскетизм и гедонизм как крайности.
Будда предлагал не брать услышанное на веру, а путем размышления, анализа и практики проверять эти концепции на личном опыте.

12

Слайд 15

Учение о 4-х благородных истинах:

1) Вся человеческая жизнь – это сплошное страдание;
2)

Учение о 4-х благородных истинах: 1) Вся человеческая жизнь – это сплошное
Причина страданий – в стремлении к удовольствиям, т.е. порождаются желаниями и привязанностями людей;
3) Единственный способ положить конец страданиям – избавиться от желаний и привязанностей;
4) К прекращению страданий ведет «благородный восьмеричный путь».

14

Слайд 16

Восьмеричный путь предполагает:

Постижение мудрости:
1) Правильная жизненная позиция;
2) Правильное стремление;
Обучение этике:
3) Правильная речь;
4)

Восьмеричный путь предполагает: Постижение мудрости: 1) Правильная жизненная позиция; 2) Правильное стремление;
Правильное действие;
5) Правильные средства к существованию;
Обучение медитации:
6) Правильное усилие;
7) Правильное распределение внимания;
8) Правильная концентрация.

15

Слайд 17

Целями жизни человека Будда считал:
Достижение личной нирваны;
Устроение счастья всего человечества;
Обеспечение счастья всех живых

Целями жизни человека Будда считал: Достижение личной нирваны; Устроение счастья всего человечества;
существ

Слайд 18

Учебные вопросы:
2. Источники древнекитайской философии, основные идеи и школы.

Учебные вопросы: 2. Источники древнекитайской философии, основные идеи и школы.

Слайд 19

Источники древнекитайской философии:

1. Эпосы;
2. «Пятикнижие»:
- Книга порядка;
- Книга Весны и Осени;
- Книга

Источники древнекитайской философии: 1. Эпосы; 2. «Пятикнижие»: - Книга порядка; - Книга
песен;
- Книга истории;
- Книга перемен (И цзин).

17

Слайд 20

 
• восприятие своей страны - Китая - как центра существующего мира;
• понимание

• восприятие своей страны - Китая - как центра существующего мира; •
отдельных событий и истории в целом как циклического процесса;
• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;
• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;

Особенности видения мира и окружающей действительности Древнекитайской философией

18

Слайд 21

• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
• осознание беспомощности отдельного человека в

• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; • осознание беспомощности отдельного человека
борьбе против природной стихии; приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены) распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государство - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
•понимание жизни, прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности);
• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов").

Особенности видения мира и окружающей действительности Древнекитайской философией

18

Слайд 24

Знак Великого предела - это настоящее сокровище китайской культуры.

Знак Великого предела

Знак Великого предела - это настоящее сокровище китайской культуры. Знак Великого предела
наглядно выражает многие идеи "Книги перемен", поэтому его еще называют "Картой перемен". Чаще всего его изображают в виде черно-белого круга, разделенного пополам волнистой линией. Этот рисунок напоминает рыбок, хватающих друг друга за хвост.
По преданию, этот знак был предложен легендарным Фу Си 7 тысяч лет назад. На первый взгляд знак Великого предела очень простой, но на самом деле в нем заложен огромный смысл. Всего несколько линий и фигур, только два цвета, но в них отражены все законы мироздания. Это очень емкий и сложный символ, это ключ к познанию многих еще не раскрытых законов жизни.
Китайские мыслители часто обращались к этому знаку и, комментируя его, излагали свои идеи.
Медики Китая видели в нем ключ к тайнам человеческого организма и утверждали, что он является "схемой человеческого организма".
Мастера цигун называли знак Великого предела "схемой выплавления внутренней пилюли".
Обращались к этому символу и живописцы, например, известные художники Ли Кучань и Хуан Биньхун говорили, что в этом знаке заключены все тайны китайской живописи.
Мастера тайцзицюань уделяли ему особое внимание, все искусство тайцзицюань тесно связано с ним.
Еще 300 лет назад Ню Дунь сказал, что этот знак предельно сжато выражает очень многое.

32

Слайд 25

Вертикальный крест – 5 физических элементов мира

Дерево 3
Земля 1
Вода 2

Вертикальный крест – 5 физических элементов мира Дерево 3 Земля 1 Вода
Огонь 4
Металл 5

21

Слайд 27

Горизонтальный крест – 5 духовных элементов мира

Долг 8
Человеколюбие 6
Добро 7

Горизонтальный крест – 5 духовных элементов мира Долг 8 Человеколюбие 6 Добро
Справедливость 9
Ритуал 10

23

Слайд 28

Специфичность древнекитайской философии связана с употреблением образно-символического знака – триграммы, гексаграммы, иероглифа

Специфичность древнекитайской философии связана с употреблением образно-символического знака – триграммы, гексаграммы, иероглифа

Триграммы (8)
Янь Вода Земля Горы
Инь
Гексаграммы (64)
Светлое Тёмное

24

Слайд 29

Основные школы Древнекитайской философии:
- Конфуцианство
- Даосизм
- Школа легистов (законников)
- Школа имен
- Школа

Основные школы Древнекитайской философии: - Конфуцианство - Даосизм - Школа легистов (законников)
моистов

25

Слайд 30

Виднейшие философы Древнего Китая:
- Лао-цзы (даосизм);
- Кун-цзы (Конфуций) - Конфуцианство

25

Виднейшие философы Древнего Китая: - Лао-цзы (даосизм); - Кун-цзы (Конфуций) - Конфуцианство 25

Слайд 31

Лао цзы (2-я пол. VI – 1-я пол. V вв. до н.э.

Почему

Лао цзы (2-я пол. VI – 1-я пол. V вв. до н.э.
люди не могут жить в мире и согласии? Почему сильный всегда обижает слабого? Почему страшные войны уносят тысячи жизней и оставляют сирот и вдов? Почему мы постоянно недовольны своим уделом? Зачем завидуем? Почему жадничаем, словно собираемся жить вечно и сможем потратить все богатства мира? Почем  изменяем своим убеждениям и добившись желаемого вновь начинаем желать чего-то несбыточного? Китайский мудрец дает нам ответ на все эти вопросы.

32

Слайд 32

Конфуций – 551 – 479 до н.э.

одна из самых загадочных и влиятельных

Конфуций – 551 – 479 до н.э. одна из самых загадочных и
исторических личностей в истории мира. Родившись более 2,5 тысяч лет назад на территорий распавшегося единого древнекитайского Чжоуского государства, он стал одним из первых философов, учения которых даже сегодня имеют значение для последователей его учения, историков, а также государственных деятелей.

32

Слайд 33

Учебные вопросы:
3. Особенности и основные школы Античной философии.

Учебные вопросы: 3. Особенности и основные школы Античной философии.

Слайд 34

Источники античной философии:

1). Устные народные эпосы;
2). Деятельность «Семи мудрецов»:
- Фалес;
- Солон;
- Периандр;

Источники античной философии: 1). Устные народные эпосы; 2). Деятельность «Семи мудрецов»: -
- Клеобул;
- Хилон;
- Биант
- Питтак

27

Слайд 35

Античная философия

Досократовский
период
(YII-Y вв. до н.э.)

Классическая
период
(Y-YI вв. до н.э.)

Эллинистический
период
(IY вв. до н.э.-II

Античная философия Досократовский период (YII-Y вв. до н.э.) Классическая период (Y-YI вв.
в.н.э. )

Милетская школа
Фалес (624-547 гг. до н.э.)
Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.)
Анаксимен (588-525 гг. до н.э.)

Пифагорейская школа
Пифагор (584-500 гг. до н.э.)

Элейская школа
Ксенофан (565-470 гг. до н.э.)
Парменид (540-470 гг.до н.э.)
Зенон (490-430 гг. до н.э.)

Диалектика
Гераклит (540-480 гг. до н.э.)

Атомистический материализм
Левкип (500-440 гг. до н.э.)
Демокрит (460-370 гг. до н.э.)

Этический рационализм
Сократ (469-399 гг. до н.э.)

Объективный идеализм
Платон (460-370 гг.до н.э.)

Аристотель (384-322 гг. до н.э).

Платонова академия

Эпикурийская школа

Скептицизм

Эклектизм

28

Римский период
(I до н.э. -Y вв. н.э.)

Софистика
Протагор (481-411 гг. до н.э.)
Горгий (483-373 гг. до н.э.)

Слайд 36

Особенности:
-ярко выраженный космоцентризм;
- повышенное внимание к объяснению явлений окружающей природы;
- поиск первоначала, породившего

Особенности: -ярко выраженный космоцентризм; - повышенное внимание к объяснению явлений окружающей природы;
все сущее;
- одушевление неживой природы;
-доктринерский недискуссионный
характер учений).

Первые философские школы Древней Греции
(досократические)

Досократические философские школы Древней Греции возникли в YII-Y вв.
до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления

Наиболее известные ранние
философские школы
Древней Греции

Милетская школа;
Школа пифогарийцев;
Школа Гераклита Эфесского;
Элейская школа;
Атомисты.

29

Слайд 37

Основные школы античной философии:

1) Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
2) Эфесская школа (Гераклит)
3)

Основные школы античной философии: 1) Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) 2) Эфесская
Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон)
4) Пифагорейская школа (Пифагор)
5) Афинская школа (Сократ, Платон, Аристотель)
6) Атомистическая школа (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар)
7) Софисты (Протогор, Горгий, Продик)
8) Киники (Антисфен, Диоген)
9) Скептики (Пиррон, Секст Эмпирик)
10) Стоики (Плутарх, Цицерон, Сенека)
и др.

30

Слайд 38

31

Материализм и идеализм в античной философии

Материализм

Идеализм

Стихии: вода, земля, воздух, огонь и т.д.

31 Материализм и идеализм в античной философии Материализм Идеализм Стихии: вода, земля,
Апейрон (Анаксимандр), Атомы (Демокрит)

Естественная, природная,
сама по себе существующая
Первооснова
мира

Закономер-ность мира

Источник знаний

Внешний вещественный
мир

Числа (Пифагор)
Идеи (Платон)

Осуществление воли, разума надприродного,
сверхъестественного,
божественного

Мир идей, воспоминания
души об идеях вещей

Слайд 39

Изречения (гномы):
«Мудрее всего – время, ибо оно обнаруживает все»
(Фалес)

32

Изречения (гномы): «Мудрее всего – время, ибо оно обнаруживает все» (Фалес) 32

Слайд 40

Изречения (гномы):
«Бери убеждением, а не силой»
(Биант)

33

Изречения (гномы): «Бери убеждением, а не силой» (Биант) 33

Слайд 41

Изречения (гномы):
«В удаче будь умерен, в беде – рассудителен»
(Периандр)

34

Изречения (гномы): «В удаче будь умерен, в беде – рассудителен» (Периандр) 34

Слайд 42

Изречения (гномы):
«Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчает один раз, второе будет огорчать

Изречения (гномы): «Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчает один раз, второе будет огорчать всегда» (Хилон) 35
всегда»
(Хилон)

35

Слайд 43

Изречения (гномы):
«В достатке не заносись, в нужде не унижайся»
(Клеобул)

36

Изречения (гномы): «В достатке не заносись, в нужде не унижайся» (Клеобул) 36

Слайд 44

Изречения (гномы):
«Трудно человеку быть хорошим»
(Питтак)

37

Изречения (гномы): «Трудно человеку быть хорошим» (Питтак) 37

Слайд 45

На что мудрец делает смысловой акцент:
1. Трудно человеку быть хорошим?!
2. Трудно человеку

На что мудрец делает смысловой акцент: 1. Трудно человеку быть хорошим?! 2.
быть хорошим?!
3. Трудно человеку быть хорошим?!
4. Трудно человеку быть хорошим?!

38

Слайд 46

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха» Апория «Ахилл и черепаха»

39

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха» Апория «Ахилл и черепаха» 39

Слайд 47

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха»

40

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха» 40

Слайд 48

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха»

Быстроногий Ахилл никогда не догонит медленно ползущую черепаху,

так как

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха» Быстроногий Ахилл никогда не догонит медленно
прежде, чем догнать её, он должен будет пройти то место, из которого она вышла,

но за это время черепаха уйдёт вперёд и, таким образом, опять окажется впереди Ахилла, и так далее до бесконечности.

41

Слайд 49

Парадоксы Зенона Апория «Стрела»

42

Парадоксы Зенона Апория «Стрела» 42

Слайд 50

Парадоксы Зенона Апория «Стрела»

Летящая стрела в любой момент времени занимает какое-то место в пространстве (иначе её

Парадоксы Зенона Апория «Стрела» Летящая стрела в любой момент времени занимает какое-то
нет вообще).

Так как в этом месте ей двигаться некуда, она покоится, и это верно для любого места её траектории.

Она занимает в пространстве место, равное её размеру – ни больше, ни меньше (иначе она была бы больше или меньше себя самой).

43