Философия критического опыта

Содержание

Слайд 2

Эмпириокритицизм

Господство в науке парадигмы механицизма до середины XIX века

Научные открытия, пошатнувшие абсолютизм

Эмпириокритицизм Господство в науке парадигмы механицизма до середины XIX века Научные открытия,
этой парадигмы

Эмпириокритицизм

Слайд 3

Причины возникновения эмпириокритицизма

Кризис в физике и основаниях математики в конце XIX века

Открытие

Причины возникновения эмпириокритицизма Кризис в физике и основаниях математики в конце XIX
электромагнитных явлений, электрона, радиоактивного излучения, создание уравнений Максвелла

Развитие экспериментальной психологии

Слайд 4

Эмпириокритицизм – критика опыта

Эрнст Мах
(1838 — 1916)

Рихард Авенариус
(1843 — 1896)

Эмпириокритицизм – критика опыта Эрнст Мах (1838 — 1916) Рихард Авенариус (1843 — 1896)

Слайд 5

Эмпириокритицизм – второй этап в развитии позитивизма

Позитивизм
Цель: создание единой картины мира и

Эмпириокритицизм – второй этап в развитии позитивизма Позитивизм Цель: создание единой картины
классификация наук

Предмет исследования: научное мышление, механизмы образования знания.

Эмпириокритицизм
Цель: установление принципов упорядоченности явлений в сознании исследователя

Слайд 6

Генеалогия философии Маха и Авенариуса

Джордж Беркли - идея тождества существования и восприятия
Давид

Генеалогия философии Маха и Авенариуса Джордж Беркли - идея тождества существования и
Юм - понятие «причинности» есть измышление человеческого ума, а не объективный мировой закон
Уильям Оккам - методологический принцип «запрета множить сущности без необходимости»

Слайд 7

Основные принципы эмпириокритицизма

Очищение опыта от «метафизики»
Идеал «чисто описательной» науки
Принцип «экономии мышления»

Основные принципы эмпириокритицизма Очищение опыта от «метафизики» Идеал «чисто описательной» науки Принцип «экономии мышления»

Слайд 8

«Чистый опыт»

«Чистый опыт» – это опыт в самом широком смысле слова, в

«Чистый опыт» «Чистый опыт» – это опыт в самом широком смысле слова,
нем отсутствуют конкретные характеристики.
Возвращение к «естественному понятию мира».
Её положения:
Существуют индивиды;
Есть элементы окружающей среды;
Между индивидами и элементами среды есть множество отношений, как и между элементами среды.

Слайд 9

Критика интроекции Р. Авенариуса

Интроекция, таким образом, перешагивая опыт, взламывает естественное единство мира,

Критика интроекции Р. Авенариуса Интроекция, таким образом, перешагивая опыт, взламывает естественное единство
деля его на внешний и внутренний, бытие и мышление, душу и тело, объект и субъект.
После интроекции любая попытка привести продукты мысли в согласие с опытом обречена на поражение.

Слайд 10

Биологическая функция науки

Опыт есть непрерывная цепь жизненных реакций на среду.
Р. Авенариус исключает

Биологическая функция науки Опыт есть непрерывная цепь жизненных реакций на среду. Р.
разницу между физическим и психическим.
Существуют биологические зависимости индивида от среды, но реального дуализма опыта нет.
Э. Мах: Основа научного знания – ощущения. «Только ощущение может быть мыслимо как существующее». В природе не существует другой реальности, кроме наших собственных ощущений.
Предметом науки является связь между ощущениями, а не между вещами или телами, так как последние суть только «комплексы ощущений».

Слайд 11

Очищение опыта от «метафизического хлама»

Задача эмпириокритицизма – критика опыта, «зараженного» метафизикой.
Необходимо устранить

Очищение опыта от «метафизического хлама» Задача эмпириокритицизма – критика опыта, «зараженного» метафизикой.
априорные (доопытные) утверждения и «скачки мысли» в процессе познания, существующих в философских и научных построениях.
Теория должна быть всегда адекватна познаваемой действительности.

Слайд 12

Принцип «экономии мышления»

Принцип экономии мышления – основной принцип, направляющий развитие человеческого познания.

Принцип «экономии мышления» Принцип экономии мышления – основной принцип, направляющий развитие человеческого

Минимум познавательных средств для достижения максимума знаний.
Задача науки – искать константу в естественных явлениях, способ их связи и взаимосвязи.

Слайд 13

Идеал «чисто описательной» науки
Отказ от метафизической проблематики приводит к идеалу «чисто описательной»

Идеал «чисто описательной» науки Отказ от метафизической проблематики приводит к идеалу «чисто
науки, целью которой является выявление функциональных зависимостей между элементами опыта.