Философия Средних веков

Содержание

Слайд 2

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Название дали итальянские гуманисты конца XV в.:
medium aevum, «Средние века».

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ Название дали итальянские гуманисты конца XV в.: medium aevum,

Периодизация:
раннее Средневековье (V-IX вв.);
2) классическое (высокое) Средневековье
(X-XIV вв.);
3) позднее Средневековье
(XV — середина XVII вв.) (?)

Слайд 3

ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

1) теоцентризм;
2) креационизм;
3) провиденциализм;
4) идея Откровения;
5) традиционализм.

ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ 1) теоцентризм; 2) креационизм; 3) провиденциализм; 4) идея Откровения; 5) традиционализм.

Слайд 4

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
1 этап – патристика
II-VIII вв.
(от греч. πατήρ, или лат.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ 1 этап – патристика II-VIII вв. (от греч.
pater, «отец»)
«Учение отцов церкви»
2 этап – схоластика
IX- XV вв.
(лат. scholastica
от греч. σχολαστικός – школьный)

Слайд 5

ПАТРИСТИКА (II-VIII ВВ.)

«Патристика – это христианская Античность»
С.Аверинцев

Ранний период патристики – апологетика
(от

ПАТРИСТИКА (II-VIII ВВ.) «Патристика – это христианская Античность» С.Аверинцев Ранний период патристики
греч. «защищаюсь», «оправдываюсь»)

325 г. – Никейский собор,
принимается Символ веры.

Основные проблемы:
1) Троичность Бога
2) Природа Христа
3) Свобода воли (и теодицея)
4) Вера и разум в познании

Слайд 6

ПАТРИСТИКА (II-VIII ВВ.)
Теоцентризм и фатализм
Главные темы – Бог и человеческая душа

Аврелий Августин

ПАТРИСТИКА (II-VIII ВВ.) Теоцентризм и фатализм Главные темы – Бог и человеческая

или Блаженный Августин
(354 – 430)
Идея непрерывного творения
Провиденциализм
Основные функции души – мысль, память, воля
Время – единство прошлого, будущего и настоящего, удерживаемое сознанием

Свобода воли:
Грех – часть природы человека, поэтому
без помощи Бога человек не может не грешить.
Т.е. свобода воли есть источник зла.

Слайд 7

ПАТРИСТИКА

Августин. Против академиков.
Августин. О порядке.
Августин. Исповедь.
Августин. О граде Божием.
Боэций. Комментарии к Порфирию.
Боэций.

ПАТРИСТИКА Августин. Против академиков. Августин. О порядке. Августин. Исповедь. Августин. О граде
Утешение философией.
Псевдо-Дионисий. Ареопагитики:
Об именах Божиих
Таинственное богословие
О небесной церковной иерархии
Иоанн Дамаскин. Источник знания:
Диалектика
Точное изложение православной веры

Основные сочинения

Аврелий Августин

Иоанн Дамаскин

Северин Боэций
Псевдо-Дионисий

Слайд 8

Добро, творимое свободно, выше добра, творимого по необходимости, зло же есть результат злоупотребления человеком свободной

Добро, творимое свободно, выше добра, творимого по необходимости, зло же есть результат злоупотребления человеком свободной волей.
волей.

Слайд 9

«Без зла мы не знали бы, что такое добро.»
Аврелий Августин

«Без зла мы не знали бы, что такое добро.» Аврелий Августин

Слайд 10

Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей — Града Божьего и

Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей — Града Божьего и
Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного — по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога.
«Град» не относится к какому-то конкретному государству: люди, входящие в Град Божий или Град Земной, различаются внутренними качествами. Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли человек спасён после Страшного суда.
По Августину, каждому человеку заранее определено, к какому Граду он принадлежит, но никто не может узнать свою судьбу до Страшного суда. Учение Августина о предопределении положило начало важному направлению христианского богословия

Слайд 11

ПРОБЛЕМА ВЕРЫ И РАЗУМА В ПОЗНАНИИ
Путь веры
(принятие за истину без доказательств)

Путь

ПРОБЛЕМА ВЕРЫ И РАЗУМА В ПОЗНАНИИ Путь веры (принятие за истину без
разума

«Верую, ибо нелепо» Тертуллиан (160-220)

«Верую, чтобы понимать»
Ансельм Кентерберийский (1033—1109)

«Понимаю, чтобы веровать»
П.Абеляр (1079-1142)

Слайд 12

СХОЛАСТИКА (IX- XV ВВ.)
Рационализация положений христианского вероучения.

Важные проблемы:
1. Вера и разум в

СХОЛАСТИКА (IX- XV ВВ.) Рационализация положений христианского вероучения. Важные проблемы: 1. Вера
познании
2. Доказательства бытия Бога
3. Проблема универсалий

Суть: любой вопрос можно решить
с помощью логики.

Опиралась на Аристотеля

Слайд 13

СХОЛАСТИКА

Ансельм. Монологион.
Ансельм. Прослогион.
Абеляр. Да и Нет.
Абеляр. Логика «для начинающих».
Абеляр. Теология «Высшего блага».
Пётр

СХОЛАСТИКА Ансельм. Монологион. Ансельм. Прослогион. Абеляр. Да и Нет. Абеляр. Логика «для
Ломбардский. Сентенции.
Фома Аквинский. Сумма против язычников.
Фома Аквинский. Сумма теологии.
Дунс Скот. Оксфордское сочинение.
Оккам. Сумма логики.
Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий.
Оккам. Quadlibeta.

Основные сочинения

Пьер Абеляр

Фома Аквинский

Ансельм Кентерберийский

Дунс Скот

Слайд 14

СХОЛАСТИКА (IX- XV ВВ.)

Фома Аквинский (1225/1226—1274)

В 1879 учение Фомы Аквинского (томизм) было

СХОЛАСТИКА (IX- XV ВВ.) Фома Аквинский (1225/1226—1274) В 1879 учение Фомы Аквинского
признано официальной философской доктриной католицизма.

«Концепции двойственной истины»

Доказательства бытия Бога:
1. Бог как перводвигатель;
2. как первопричина;
3. как абсолютно необходимая причина;
4. высшее совершенство;
5. Бог «есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе».

Идея однократного творения
Человек – это единство души и тела

Опирался на Аристотеля

Слайд 15

О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ДУШЕ

Человек — промежуточное существо между тварями (животными) и

О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ДУШЕ Человек — промежуточное существо между тварями (животными)
ангелами. В ряду телесных созданий — он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответствен за свои поступки.
А корень его свободы — разум.
Фома Аквинский считал, что сила разумения души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела.
Душа человека бессмертна. в душе расставшейся с телом, сохраняются две потенции тела неотъемлемы от него, причем связь тут взаимная.
«Поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела, души их имеют большую силу разумения».
Конечная цель жизни человека — достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире.

Слайд 16

МИР – СИСТЕМА.

неживое

живое

человек

БОГ

МИР – СИСТЕМА. неживое живое человек БОГ

Слайд 17

есть

присущи

присуще

присуще

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

Бытие

Богу

Следовательно,

средний термин

Бог (по определению)
есть абсолютно совершенная сущность, т.е. сущность, которой присущи все совершенства (все блага в

есть присущи присуще присуще ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО Бытие Богу Следовательно,
превосходной степени).

Все блага

Богу

Бытие

благо

Слайд 18

Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности.

Это явствует из

Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности. Это
того, что их действия или всегда, или в большинстве случаев направлены к наилучшему исходу.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом.

Отсюда следует, что они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей.

Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто одарённый разумом и пониманием.

Фома Аквинский. «Сумма теологии».

Слайд 19

СХОЛАСТИКА (IX- XV ВВ.)

Спор об универсалиях

Универсалии (лат. universalis, общий) – слова

СХОЛАСТИКА (IX- XV ВВ.) Спор об универсалиях Универсалии (лат. universalis, общий) –
(термины), обозначающие всё то, что может говориться о единичных вещах (их свойства, отношения).

Универсалии – общие понятия.

Т.е. виды и роды.

Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют.

Концептуализм (лат. сonceptus, понятие) – философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что они воспроизводят сходные (общие) признаки единичных вещей.

Слайд 20

СХОЛАСТИКА (IX- XV ВВ.)

Спор об универсалиях

Универсалии (лат. universalis, общий) – слова

СХОЛАСТИКА (IX- XV ВВ.) Спор об универсалиях Универсалии (лат. universalis, общий) –
(термины), обозначающие всё то, что может говориться о единичных вещах (их свойства, отношения).

Универсалии – общие понятия.

Т.е. виды и роды.

Реализм: универсалии есть
реальные сущности

Номинализм:
универсалии есть
имена, т.е. слова

Концептуализм:
универсалии есть
понятия разума

Слайд 21

СХОЛАСТИКА (IX- XV ВВ.)

Спор об универсалиях

Универсалии (лат. universalis, общий) – слова

СХОЛАСТИКА (IX- XV ВВ.) Спор об универсалиях Универсалии (лат. universalis, общий) –
(термины), обозначающие всё то, что может говориться о единичных вещах (их свойства, отношения).

Универсалии – общие понятия.

Т.е. виды и роды.

Фома Аквинский признавал
троякое существование универсалий:
1) до конкретных вещей— в уме Бога;
2) в конкретных вещах;
3) после конкретных вещей — в уме человека (как впечатления от них).

Роджер Бэкон
(ок. 1214 - 1292)

Номинализм
(есть только единичные вещи)

Эмпиризм