Философская мысль XIX века

Содержание

Слайд 2

Иррационализм настаивает на ограниченности человеческого ума в постижении мира, предполагает существование областей

Иррационализм настаивает на ограниченности человеческого ума в постижении мира, предполагает существование областей
миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т.п.
Иррационализм утверждает иррациональный характер действительности, постулирует невозможность познания действительности научными методами.
Вера в разум, в его могущество - источник всех социальных зол.
На место разума ставили волю, слепую, бессознательную силу.

Слайд 3

Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.)

Один из самых ярких представителей пессимистического постреализма своего времени.
Пытался

Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.) Один из самых ярких представителей пессимистического постреализма своего
"посеять" в окружающем мире разумное, вечное, доброе и хотел, чтобы каждый человек был по-своему счастлив.
Безвольному человеку всегда трудно жить, а волю нужно развивать, растить, вскармливать, воспитывать.
Артур Шопенгауэр внёс неоценимый вклад в развитие иррационалистической философии XIX века.
Его учение знаменует полный отказ от традиций классической буржуазной философии.
Философ иррационализма, критиковал идеализм.

Слайд 4

Мировая Воля - главная движущая сила всего существующего

Мировая Воля - это мощный

Мировая Воля - главная движущая сила всего существующего Мировая Воля - это
творческий принцип, порождающий все вещественные процессы.
Воля направлена на реализацию своей мощи так, что в своих проявления сама себе противоречит, снова и снова продолжает свои бесконечные поиски и борьбу.
Воплощаясь в разнообразии процессов и событий, Мировая Воля как "вещь в себе" оказывается совсем не вещью.
Она нечаянно маскирует себя тем, что в ее выявленных все больше выступает черта совершенно посторонним ее желанием, стремлением и порывам.
Мировой воле присуща "нелепость". 

Слайд 5

Этические и эстетические взгляды Шопенгауэра

Покорное принятие страданий.
Аскетическая позиция по отношению к собственной

Этические и эстетические взгляды Шопенгауэра Покорное принятие страданий. Аскетическая позиция по отношению
личности.
Альтруистичная установка по отношению к другим людям.
Полная отмена эгоизма.
Эстетическое созерцание должно полностью освобождено от всякой заинтересованности в любых утилитарно значимых результатах и независимым от любых эгоистических чувств.
Наивысшая цель искусства состоит в освобожденные души от причиняемых под эгоистическими страстями страданий.

Слайд 6

В наши дни философия Артура Шопенгауэра дает пример антипозитивистского понимания этой науки.
Шопенгауэр

В наши дни философия Артура Шопенгауэра дает пример антипозитивистского понимания этой науки.
предложил системное учение, обращенное к цельному пониманию мира, человека и его поведения. В этом учении едины человек и природа. Основой этого единства является воля.
Шопенгауэр учит любить природу, думать о ней, жить в гармонии с ней.
Абсолютный комфорт ведет к небытию.
«Философия для всех» Артура Шопенгауэра - отказ от безудержных хотений, от алчности, зов к ответственности - указатель пути к спасению в нашем повседневном существовании.

Слайд 7

Фридрих Ницше (1844-1900)

Философ-волюнтарист, иррационалист и модернист, родоначальник европейской «философии жизни»
Основные положения:
1)

Фридрих Ницше (1844-1900) Философ-волюнтарист, иррационалист и модернист, родоначальник европейской «философии жизни» Основные
все существующее есть воля к власти и могуществу;
2) перспективизм - сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира (перспектив), исходящих из центров власти (силы).
«Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист – проклятие христианству»

Слайд 8

Основные идеи. Воля к власти

Природа власти также дуалистична, как и природа человека.
Власть

Основные идеи. Воля к власти Природа власти также дуалистична, как и природа
не только приносит пользу, но и вредит.
Как всякая воля, она стремится к максимизации.
Сильные волей люди должны как повелевать, так и повиноваться.
Повиновение - это не отказ от собственной власти, в нем заключено противодействие, это, такая же, как и приказывание, форма борьбы.
Власть - это захват, присвоение, увеличение своего потенциала за счет другого, наращение сил. Воля к власти появляется, когда она находит сопротивление.
Воля к власти - это воля к жизни.

Слайд 9

Нигилизм

«Бог мёртв»
Бог — именование сферы идеалов, потустороннего высшего мира, царства моральных ценностей,

Нигилизм «Бог мёртв» Бог — именование сферы идеалов, потустороннего высшего мира, царства
т. е. синоним метафизического мира.
Неверие в существование потустороннего мира, стремление к которому составляло цель человеческого существования, выступало оправданием всех его страданий и составляет существо нигилизма.

Слайд 10

Идея о сверхчеловеке

Сверхчеловек Ницше по ту сторону добра и зла, он имеет

Идея о сверхчеловеке Сверхчеловек Ницше по ту сторону добра и зла, он
иные ценности и установки, в отличие от представителя христианской культуры, он отрицает мораль как сдерживающий фактор проявления своей воли.
Сверхчеловек сам порождает ценности. Это раса сильных (в культурном, а не антропологическом значении слова "раса").
Принцип наследственности отсутствует.
Самое большое искушение - сострадание - не свойственно ему.

Слайд 11

Философия жизни

Жизнь является отдельной и уникальной для каждого человека реальностью.
Не отождествляет

Философия жизни Жизнь является отдельной и уникальной для каждого человека реальностью. Не
понятия разума и жизни и жестко критикует выражения и учения, касающиеся мыслей как показателя к существованию человека.
Жизнь - постоянная борьба, и поэтому главным качеством человека в ней выступает воля.

Слайд 12

Истинное бытие

Отрицание реальности мира способствует отрицанию реальности человеческой жизни и декадансу.
Абсолютного

Истинное бытие Отрицание реальности мира способствует отрицанию реальности человеческой жизни и декадансу.
бытия нет, и не могло быть. Существует лишь круговорот жизни, постоянный повтор того, что уже когда-то было.