Основные концепции исторического развития

Содержание

Слайд 2

Человечество выработало различные подходы к постижению прошлого. Условно можно выделить два основных

Человечество выработало различные подходы к постижению прошлого. Условно можно выделить два основных
направления познания истории

Для одного из них характерно чередование «светлых» и «темных» циклов.

Основой другого является представление о необратимом поступательном развитии.

Слайд 3

Первое из указанных направлений отражено в циклической модели истории

Ее изложил в своей

Первое из указанных направлений отражено в циклической модели истории Ее изложил в
поэме «Работы и дни» древнегреческий поэт Гесиод (конец VIII — начало VII в. до н.э.). Детальное развитие данная концепция получила в трудах
древнегреческого историка Фукидида (471—400 гг. до н.э.),
эллинистического историка Полибия (ок. 201—120 гг. до н.э.),
древнекитайского историка Сыма Цяня (140—90 гг. до н.э.) и других ученых

Согласно взглядам Гесиода, человеческая история делится на века — циклы, каждому из которых соответствует определенное поколение людей.
Причем понятие «поколение» используется им скорее в широком антропологическом смысле, нежели в его обычной узкой трактовке.
Ход истории изображается в поэме как последовательная смена пяти веков —
Золотого,
Серебряного,
Медного,
Героического,
Железного.

Слайд 4

Поколениям первого и четвертого из них Гесиод дает положительную характеристику,
второму и

Поколениям первого и четвертого из них Гесиод дает положительную характеристику, второму и
третьему — отрицательную.
Таким образом, его концепция связана с идеей определенного регрессивного чередования, хотя и непоследовательного, «светлых» и «темных» вековых циклов.
Более пессимистическую окраску эта модель истории получила в идеологии древних цивилизаций Нового света.
В ацтекском «Кодексе Риос» каждое из антропологически обособленных поколений человечества называлось за грехи божественной карой:
голодом,
ураганом,
пожаром,
потопом.
Эти идеи нашли отражение и в Ветхом Завете.

Слайд 5

Дальнейшим развитием циклической концепции истории явилась спиральная модель

Джамбаттиста Вико (1668—1744), автора «Оснований новой

Дальнейшим развитием циклической концепции истории явилась спиральная модель Джамбаттиста Вико (1668—1744), автора
науки об общей природе наций», который разделил историю человечества на
Век богов (догосударственный строй, появление семьи, религии, письменности, правовых представлений);
Век героев (господство аристократии, ожесточенных столкновений феодалов и крестьянства);
Человеческий век (появление буржуазных республик, «гуманной монархии», подъема городской жизни, царства разума.
За каждым из этих циклов, развивающихся по восходящей линии, следует определенный упадок, переход к варварству,
но следующий цикл - по сравнению с предыдущим - берет начало на более высоком уровне.

Слайд 6

Второе направление познания истории нашло отражение в линейной концепции

Августин Блаженный (345—430), «О граде

Второе направление познания истории нашло отражение в линейной концепции Августин Блаженный (345—430),
Божием»:
человечество движется необратимо и поступательно по восходящей линии, на каждом отрезке существования, повышая уровень своего развития.
В основе такой эволюции лежит божественное предопределение.

Теологический провиденционализм господствовал в историографии Средних веков.
Как однолинейный и прямолинейный прогресс рассматривали историю просветители XVIII в. и позитивисты XIX в.

Слайд 7

Идея линейного прогресса отражается и в ступенчатой концепции истории

Ж.-А. Кондорсе (1743—1794),
«Эскиз исторической

Идея линейного прогресса отражается и в ступенчатой концепции истории Ж.-А. Кондорсе (1743—1794),
картины прогресса человеческого разума»:
три последовательные ступени эволюции хозяйства:
а) охота и рыболовство,
б) одомашнивание животных,
в) земледелие.
Каждому из трех типов экономики соответствовало специфическое общественное устройство.

А. Фергюсона (1723—1816). «Опыт истории гражданского общества»:
подразделение мировой истории на стадии
дикости,
варварства,
просвещения.
Иоган и Георг Форстеры, Л.-Г.Морган, Ф. Энгельс и др., продолжили детализацию этой классификации

Слайд 8

На рубеже XVIII—XIX вв. на основе предшествующих концепций исторического развития формируются формационный

На рубеже XVIII—XIX вв. на основе предшествующих концепций исторического развития формируются формационный
и цивилизационный подходы к постижению истории

Формационный подход был детально разработан в XIX в. и стал основополагающим принципом марксизма-ленинизма.
Формационный подход — это познание исторического процесса на основе
приоритета экономической и политической сфер жизни общества,
рассмотрение исторических явлений в рамках пяти последовательно сменяющихся путем революций формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая),
постижение поступательного развития мирового сообществ в целом.

Слайд 9

В рамках первого (линейного) подхода к периодизации исторического процесса предпочтение отдается делению

В рамках первого (линейного) подхода к периодизации исторического процесса предпочтение отдается делению
истории на стадиально общие для всего человечества этапы

С точки же зрения второго (цивилизационного) подхода — основа периодизации —несходство эволюции у разных народов и целых регионов

Слайд 10

В отечественной исторической науке долгое время господствовал линейный подход в его марксистском,

В отечественной исторической науке долгое время господствовал линейный подход в его марксистском,
формационном варианте

Понятие «формация» характеризует определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.
С точки зрения традиционной схемы структуру и качественное своеобразие составляющих ее общественных отношений, процесса их диалектического взаимодействия характеризуют базис и надстройка.

Слайд 11

Общественные отношения в формационной концепции делятся на материальные и идеологические (базис и

Общественные отношения в формационной концепции делятся на материальные и идеологические (базис и
надстройка)

Базис (материальные отношениями) включают в себя:
производственные отношения,
возникающие между людьми в процессе производства, обмена и распределения материальных благ.
Характер производственных отношений определяется не волей и сознанием людей, а достигнутым уровнем и потребностями их материальных и производительных сил.

Слайд 12

Надстройка

включает в себя
идеологические (политические, правовые и др.) отношения,
связанные с ними

Надстройка включает в себя идеологические (политические, правовые и др.) отношения, связанные с
взгляды, теории, представления, т. е. идеологию и психологию различных социальных групп или общества в целом,
а также соответствующие организации и учреждения — государство, политические партии, общественные организации.
Надстройка строится не произвольно, а в соответствии со своим базисом.

Слайд 13

Сложившаяся в рамках формационного подхода отечественная традиция выделяет пять типов формаций

первобытнообщинную
рабовладельческую
феодальную
капиталистическую
коммунистическую

Сложившаяся в рамках формационного подхода отечественная традиция выделяет пять типов формаций первобытнообщинную рабовладельческую феодальную капиталистическую коммунистическую

Слайд 14

К.Маркс выделял три формации:

К.Маркс выделял три формации:

Слайд 15

Особенности формационного подхода

Переход от одной формации к другой осуществляется через борьбу классов

Особенности формационного подхода Переход от одной формации к другой осуществляется через борьбу
(социальную революцию)

которая политическими средствами разрешает антагонистическими противоречия между базисом и надстройкой, т.е.
между производительными силами, развившимися на более высокий уровень ,
и не соответствующими этому уровню, изжившими себя производственными отношениями

Представление об истории как о всеобщем однолинейном процессе

однако исторический опыт свидетельствует о многообразии и многовариантности развития мира, которые не укладываются в жесткую схему универсальной периодизации истории

Слайд 19

В рамках цивилизационного подхода 

формационные характеристики в каждом случае конкретизируются и восполняются особенностями общественного

В рамках цивилизационного подхода формационные характеристики в каждом случае конкретизируются и восполняются
уклада — социально-политических институтов, культуры, религии, права, обычаев, нравов и т. п.
Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный) употребляется в нескольких смыслах:
как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Морган, Энгельс, Тоффлер);
как синоним культуры (Тойнби и др.);
как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (например, античная цивилизация) ;
как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка (Шпенглер «Закат Европы»).

Слайд 20

Данилевский Николай Яковлевич 1822-1885

русский социолог, 
культуролог, 
публицист и 
естествоиспытатель,
геополитик,
один из основателей цивилизационного подхода к истории,
идеолог

Данилевский Николай Яковлевич 1822-1885 русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель, геополитик, один
панславизма.

Слайд 21

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурно-исторические и политические отношения славянского

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурно-исторические и политические отношения славянского
мира к германо-романскому

Теория обособленных, локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно живым организмам.
Они находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой, так же, как и биологические виды, проходят стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели.
Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Данилевский выделяет 10 таких типов; качественно новым, перспективным с точки зрения истории типом считает «славянский тип», наиболее полно выраженный в русском народе

Слайд 22

Н.Я.Данилевский исходит из того что
нельзя противопоставлять Запад - как полюс прогресса,

Н.Я.Данилевский исходит из того что нельзя противопоставлять Запад - как полюс прогресса,
 Востоку - как  полюсу  застоя.  
«В  любой  части света  есть  страны
«очень способные,
менее способные и
вовсе неспособные к гражданскому развитию человеческих обществ».
«Человечество» не является «естественной системой».
Так, деления на древнюю, среднюю и новую историю или события, одинаково важного для всего человечества, попросту не существует. Все исторические племена имели свою древнюю, свою среднюю и свою новую историю.

Слайд 23

11 культурно-исторических типов создали следующие цивилизации:

Египетская
Ассирийско-вавилонско-финикийская
Халдейская (древне-семитская)
Китайская
Индийская
Иранская
Еврейская
Греческая
Римская
Ново-семитская (аравийская)
Германо-романская (европейская)

Мексиканская
Перуанская цивилизации погибли

11 культурно-исторических типов создали следующие цивилизации: Египетская Ассирийско-вавилонско-финикийская Халдейская (древне-семитская) Китайская Индийская
насильственной смертью
на ранней стадии развитии
Лишь немногие народы смогли
создать великие цивилизации
стать культурно-историческими типами

Слайд 24

Представления о европейской цивилизации как единственно прогрессивной и созидательной – ошибочны

Представления о европейской цивилизации как единственно прогрессивной и созидательной – ошибочны

Слайд 25

4 разряда культурно-исторической деятельности

Религиозная
Культурно-историческая
Политическая
Социально-экономическая
Но: ни одна цивилизация не проявила всесторонности, являясь

4 разряда культурно-исторической деятельности Религиозная Культурно-историческая Политическая Социально-экономическая Но: ни одна цивилизация
созидательной не во всех, а только в одном или нескольких разрядах культурно-исторической деятельности

Слайд 27

Классификация народов с точки зрения их роли в историческом развитии

Классификация народов с точки зрения их роли в историческом развитии

Слайд 28

Законы исторического развития

Законы исторического развития

Слайд 29

Мечников Лев Ильич 1838-1888

российский социолог,
один из основоположников социо-естественного подхода к анализу мировой

Мечников Лев Ильич 1838-1888 российский социолог, один из основоположников социо-естественного подхода к анализу мировой истории.
истории.

Слайд 30

Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки
Критерии прогресса человеческого общества:
Усовершенствование техники;
Рост власти

Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки Критерии прогресса человеческого общества:
человека над силами природы;
Нарастание общечеловеческой солидарности.
Основной принцип – кооперация (в отличие от дарвиновского принципа борьбы за существование)

Факторы, влияющие на развитие цивилизации

Астрономическое влияние (температурный режим)
Влияние физической среды
Влияние растительного и животного мира. Влияние антропологических условий.

Слайд 31

Стадии исторической эволюции

Стадии исторической эволюции

Слайд 32

Периодизация истории

Периодизация истории

Слайд 33

Тойнби Арнольд Джозеф 1889-1975

английский историк, социолог, 
философ истории,
социолог.
Исследовал международную историю и процессы глобализации,

Тойнби Арнольд Джозеф 1889-1975 английский историк, социолог, философ истории, социолог. Исследовал международную

критиковал концепцию европоцентризма.
Наибольшую известность принёс его 12-томный труд
«Постижение истории»

Слайд 34

Тойнби А. Дж. Постижение истории

Тойнби А. Дж. Постижение истории

Слайд 35

Субъекты цивилизационного процесса

В каждом обществе существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой

Субъекты цивилизационного процесса В каждом обществе существует творческое меньшинство, которое ведёт за
инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.
В то же время инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою.

Причины генезиса цивилизаций

Негативный фактор
Позитивный фактор
Для генезиса цивилизации необходимо два условия:
Понимание роли творческого меньшинства в данном обществе;
Наличие среды, которая
не очень благоприятна,
но и не очень враждебна

Слайд 36

Движущие силы цивилизации
«Вызов-и-Ответ»

Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу,

Движущие силы цивилизации «Вызов-и-Ответ» Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним
чем переводит себя в более высокое и более современное состояние
Стимул бесплодной земли
Стимул новой земли
Стимул ударов
Стимул давления
Стимул ущемления (миграция, рабство, каста, религиозная дискриминация)

«Уход-и-Возврат»

1 этап – удаление творческого меньшинства из повседневной жизни общества
2 этап – стадия относительной изоляции и творчества
3 этап – возвращение творческого меньшинства в обычную жизнь общества; постановка творческим меньшинством нетворческого большинства перед выбором:
а) принять решение меньшинства или
б) ожидать наступления последствий нерешенных проблем

Слайд 37

Варианты действия механизма «Уход-и-Возврат»

Если меньшинство, вернувшись, не в состоянии обратить в свою

Варианты действия механизма «Уход-и-Возврат» Если меньшинство, вернувшись, не в состоянии обратить в
веру большинство,

движение «Ухода и Возврата» оказывается бесполезным.

Если меньшинство действует эффективно и большинство принимает его идеи,

то это может вылиться в революцию, в следствие которой возможен кратковременный период примирения идеального с реальным

Слайд 38

Задержанные цивилизации - общества, остановившиеся в своем развитии

В результате ответа на вызов природной

Задержанные цивилизации - общества, остановившиеся в своем развитии В результате ответа на
среды

полинезийцы,
эскимосы,
кочевники
В результате ответа на вызовы социального окружения

спартанцы,
османы

Слайд 39

Этапы развития цивилизации

Каждая цивилизация проходит через определённые этапы:
зарождение,
рост,
надлом,
дезинтеграция,

Этапы развития цивилизации Каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом,
завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Причины краха цивилизаций

Упадок творческих сил меньшинства
Ослабление добровольного подражания меньшинству со стороны большинства
Утрата социального единства общества (как следствие первых двух причин)

Слайд 40

Ясперс Карл Теодор 1883-1969

Немецкий философ,
психолог и психиатр, один из основных представителей 
экзистенциализма

Ясперс Карл Теодор 1883-1969 Немецкий философ, психолог и психиатр, один из основных представителей экзистенциализма

Слайд 41


Ясперс К. Смысл и назначение истории

неправомерность биологических аналогов,
отвергал материалистическое толкование истории

Ясперс К. Смысл и назначение истории неправомерность биологических аналогов, отвергал материалистическое толкование
марксизмом,
История, согласно К. Ясперсу,
имеет свое начало и свое смысловое завершение
ее движение определяется силой Провидения.

Слайд 42

Четыре гетерогенных периода
прометеевская эпоха,
эпоха великих культур древности,
эпоха духовной основы человеческого

Четыре гетерогенных периода прометеевская эпоха, эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы
бытия (осевое время),
эпоха развития техники.

Слайд 43

1. Прометеевская эпоха составляет доисторию человечества. Собственно история началась лишь около 5000 лет

1. Прометеевская эпоха составляет доисторию человечества. Собственно история началась лишь около 5000
до н.э.

В доисторическую эпоху происходило
"становление основных конституитивных свойств человеческого бытия", формирование человека "как вида со всеми его привычными склонностями и свойствами", закладывался фундамент человеческого бытия, его сущностная основа.
К этому, по сути дела, "докультурному" периоду относится "первое становление человека".
Отвечая на вопрос, что же явилось существенным в превращении доисторического человека в человека культуры, Ясперс выделяет
"использование огня и орудий",
"появление речи",
"способы формирующего человека насилия над самим собой" (табу),
"образование групп и сообществ",
"жизнь, формируемую мифами".
Начало истории, т. е. уже собственно культурного развития, К. Ясперс относит к тому времени, "как существует передача опыта".

Слайд 44

События, приведшие к началу истории

Необходимость организации и регулирования ирригационной системы в долинах

События, приведшие к началу истории Необходимость организации и регулирования ирригационной системы в
больших рек (Нил, Тигр, Евфрат, Хуанхэ).
Открытие письменности, которое происходит примерно к 3300 г. до н. э. в Шумере, к 3000 г. до н. э. в Египте, к 2000 г. до н. э. в Китае. Письменность очень важна для эффективного управления государством. Поэтому растет роль писцов как духовной аристократии.
«Возникновение народов, осознающих свое единство, с общим языком, общей культурой и общими мифами».
Появление мировых империй, возникновение которых связано с необходимостью бороться против кочевников, для чего становится необходимым завоевание соседних земель и самих кочевников.
Использование лошадей.
Отличия исторического периода от доисторического
передачей духовного достояния новым поколениям;
рационализацией, связанной с техникой;
появлением людей (правителей, мудрецов), деятельность которых может служить примером и образцом для других.

Слайд 45

2. Великие исторические культуры древности

Они возникли почти одновременно в трех областях земного

2. Великие исторические культуры древности Они возникли почти одновременно в трех областях
шара.
"Это,
во-первых, шумеро-вавилонская и египетская культуры и эгейский мир с 4000 г. до н. э.
во-вторых, доарийская культура долины Инда 3-го тысячелетия до н.э. (связанная с Шумером),
в-третьих, архаический мир Китая 2-го тысячелетия до н. э.".
Чертами, характеризующими данный культурный тип, выступают наличие
письменности и
«специфической технической рационализации»

Слайд 46

3. Осевое время

Период "осевого времени" является, по мнению Ясперса, центральным в истории

3. Осевое время Период "осевого времени" является, по мнению Ясперса, центральным в
человечества. Это эпоха духовного основоположения всех мировых культур. Происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до "осевого времени" имели место лишь истории локальных культур.
Выделение такого периода духовного основоположения человечества, духовного родства и духовных генов всех культур дают возможность Ясперсу сделать вывод, что противоположность Востока и Запада не абсолютна. Общие духовные корни позволяют найти способы коммуникаций, диалогов, разрешения конфликтов и создания единого культурного пространства.
"Эту ось мировой истории, — писал К.Ясперс, — следует отнести ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории.
Появился тип человека, который сохранился и по сей день.
В эту эпоху были
разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день,
заложены основы мировых религий, и сегодня определяющие жизнь людей".

Слайд 48

4. Техническая эпоха по своей значимости соответствует прометеевской

Если в доисторическое время прометеевская

4. Техническая эпоха по своей значимости соответствует прометеевской Если в доисторическое время
эпоха характеризовалась возникновением речи, орудий труда, умением пользоваться огнем, то современной научно-технической эпохе свойственны аналогичные процессы, только на более высоком уровне:
создание принципиально новых информационных и других технологий,
открытие новых источников энергии.
Новая прометеевская эпоха подготавливает возникновение в будущем великих культур, значение которых аналогично значению великих культур древности.
Новые великие культуры закладывают основы для
второго осевого времени.

Слайд 49

Специфика западного мира,

1. Географическое разнообразие.
2. Идея политической свободы.
3. Последовательная рациональность.
4. Осознание

Специфика западного мира, 1. Географическое разнообразие. 2. Идея политической свободы. 3. Последовательная
внутренней глубины бытия личности.
5. «Для западного человека мир в своей реальности необходимым образом существует». Несмотря на то, что Западу, как и Востоку, известно разделение мира на «нелюдей и святых», на «дикость и мистику», Запад пытается преодолеть это расщепление..
6. В западной культуре всеобщее не застывает в догматической жесткости. Западу неведома стабильность.
7. Для Запада характерно «предельное напряжение сил», которое связано с претензиями на исключительную истинность религий (иудаизм, христианство, ислам).
8. Западу свойственна решительность. Проблемы доводятся до логического конца, выявляются все возможные альтернативы. Но здесь присутствует и напряженность – между государством и церковью, католицизмом и протестантизмом, империей и отдельными народами.
9. Только на Западе известно так много ярких исторических личностей: иудейские пророки, греческие мыслители, христианские философы, деятели XVI – XVII веков.

Слайд 50

Яковец Юрий Владимирович род.1929

.

советский и российский экономист,
доктор экономических наук (1966),
профессор (1967), 
заслуженный деятель науки (2009).
Является

Яковец Юрий Владимирович род.1929 . советский и российский экономист, доктор экономических наук
основателем и руководителем научных школ русского циклизма,
цивилизационной и интегрального макропрогнозирования и стратегического планирования,
формирующих основы новой парадигмы обществознания.

Слайд 51

Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы

Мировая цивилизация

– этап в истории человечества, характеризующийся
определенным уровнем

Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы Мировая цивилизация – этап в истории человечества,
потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека,
технологическим и экономическим способом производства,
строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства
Смена мировых цивилизаций означает поступательное движение исторического процесса

Локальные цивилизации

культурно-исторические,
этнические,
религиозные,
экономико-географические особенности
отдельной страны, группы стран, этносов, связанных общей судьбой, отражающих и преломляющих ритм общеисторического прогресса, то оказываясь в его эпицентре, то удаляясь от него.

Слайд 52

Хронология глобальных цивилизаций

Хронология глобальных цивилизаций

Слайд 53

7 мировых цивилизаций

Первые три из них - неолитическая, раннеклассовая и античная

7 мировых цивилизаций Первые три из них - неолитическая, раннеклассовая и античная
- могут быть объединены в исторический суперцикл, отражающий период становления общества, его детства и юности. Пик этого исторического периода - античность.
Следующие три цивилизации - средневековая, прединдустриальная и индустриальная - с известной условностью могут быть названы ступенью зрелости общества, которое постепенно охватило практически всю планету, сформировало могучую технологическую базу, построенную на рыночных основах многоукладную экономику, демократический социально-политический строй, достигло высот в познании и преобразовании окружающего мира, развитии духовной среды и сравнялось по степени воздействия на биосферу (как положительного, так и отрицательного) с силами природы, поставив на грань уничтожения не только само человечество, но и все живое на планете Земля - при реализации негативного варианта ноосферы.

Слайд 54

Конец XX в. охарактеризовался вступлением общества в переходный период к новому суперциклу,

первой

Конец XX в. охарактеризовался вступлением общества в переходный период к новому суперциклу,
ступенью которого становится постиндустриальная цивилизация.
Будет ли это периодом расцвета человеческого общества, или начнется длительный период, охватывающий несколько (все более коротких по времени) цивилизаций, выражающих фазу дряхления жизненного цикла человеческого общества, - покажет будущее.

Слайд 55

Смена мировых цивилизаций

выражает последовательные ступени развития человеческого общества, определяемые по эпицентрам исторического

Смена мировых цивилизаций выражает последовательные ступени развития человеческого общества, определяемые по эпицентрам
прогресса.
Но эти эпицентры периодически перемещаются, особенно при смене суперциклов.
Для первых трех цивилизаций эпицентр прогресса размещался в районе Средиземноморья, Ближнего и Дальнего Востока, Индостана (Египет. Месопотамия, Греция, Рим, Индия, Китай).
Следующие три цивилизации характеризуются сдвигом эпицентра исторического прогресса с Востока (Китай, Индия, Средняя Азия, Ближний Восток) на Запад, в Европу, а затем и Северную Америку.
Новый суперцикл обнаруживает тенденцию смещения эпицентра на Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион (Япония, новые индустриальные страны, США, Китай).

Слайд 56

Закономерности развития цивилизаций

Закономерности развития цивилизаций

Слайд 57

1. Средиземноморско-ближневосточная группа -

регион, где возникли и достигли расцвета локальные цивилизации (Египет,

1. Средиземноморско-ближневосточная группа - регион, где возникли и достигли расцвета локальные цивилизации
Месопотамия, Сирия и Палестина, Малая Азия, Греция, Италия);
во втором суперцикле этот регион (кроме Италии) уходит с авансцены исторического прогресса во второй эшелон, а частично (Египет, страны Ближнего Востока) становится объектом колониальной экспансии вырвавшихся вперед европейских держав.

Слайд 58

2. Азиатская группа локальных цивилизаций (Индия, Китай, Япония, Персия, Средняя Азия)

смена мировых

2. Азиатская группа локальных цивилизаций (Индия, Китай, Япония, Персия, Средняя Азия) смена
цивилизаций начиналась почти одновременно с предыдущей группой.
В начале второго суперцикла сюда сместился эпицентр мирового прогресса, но затем, особенно в период индустриального общества, наблюдается стагнация, ход исторического прогресса был прерван колонизацией.
С началом постиндустриальной цивилизации наблюдаются признаки включения ряда стран этого региона в эпицентр исторического прогресса.

Слайд 59

3. Западноевропейский регион (кроме южной его части)

начал свой исторический путь с некоторым

3. Западноевропейский регион (кроме южной его части) начал свой исторический путь с
запозданием по сравнению со средиземноморским.
Со второго суперцикла (прединдустриальной цивилизации) этот регион вырвался вперед, подчинив себе большую часть мира (колониальные империи - Испанская, Британская, Французская).
Однако к концу индустриальной эпохи западная цивилизация во многом теряет свои авангардные позиции.

Слайд 60

4. Американские цивилизации

первоначально в силу изолированности материков (Северной и Южной Америки) развивались

4. Американские цивилизации первоначально в силу изолированности материков (Северной и Южной Америки)
особым путем, история которого до сих пор имеет немало белых пятен.
Древние цивилизации были практически уничтожены потоком агрессивных европейских колонистов. Здесь возникли новые, дочерние по отношению к западноевропейским локальные цивилизации, которые, однако, вскоре приобрели самостоятельный ритм.
В XX в. США вступили в число мировых лидеров, стали сверхдержавой. В Южной и Центральной Америке развитие несколько задержалось из-за колониального господства, однако к концу XX в. налицо признаки ускорения исторического прогресса, приближения к его эпицентру.

Слайд 61

5. Африканские цивилизации (за исключением Северной Африки, относящейся к Средиземноморью),

отставшие на первых

5. Африканские цивилизации (за исключением Северной Африки, относящейся к Средиземноморью), отставшие на
ступенях истории, в течение ряда периодов были объектами эксплуатации со стороны более развитых регионов;
в настоящее время центрально-африканские страны находятся в наиболее бедственном состоянии; близка к эпицентру прогресса лишь Южная Африка. Однако имеются предпосылки для оживления этого обширного региона.

Слайд 62

6. Восточноевропейские и Североазиатские локальные цивилизации

на нынешней территории России, Украины, Белоруссии неолитическая

6. Восточноевропейские и Североазиатские локальные цивилизации на нынешней территории России, Украины, Белоруссии
цивилизация началась на два тысячелетия позже по сравнению с эпицентром, а следующие две цивилизации не были ярко выражены и пройдены в ускоренном темпе (лишь в Северном Причерноморье - районе античной колонизации - ритм приближался к общемировому).
В период раннефеодальной цивилизации Киевско-Новгородская Русь вплотную приблизилась к эпицентру. Затем, под влиянием феодальной междоусобицы и татаро-монгольского нашествия, страна отстала от эпицентра на два-три века.
В XVII в., в эпоху Петра I и Екатерины II, Россия вновь сделала рывок вперед, вошла в число лидирующих стран. В середине XIX в. опять наблюдалось отставание с освоением индустриальной цивилизации, стремительно охватившей Европу.
В конце XIX- начале XX века это отставание начало преодолеваться, и к середине XX в. ценой неимоверных жертв и усилий Россия (СССР) стала одним из мировых лидеров в военно-технической и космической сферах (при отставании в сферах, связанных с потребительским рынком).
В конце XX в. глубочайший кризис и центробежные тенденции отбросили Россию во второй эшелон исторического прогресса.
Имеются опасения, что, если это отставание в перспективе будет нарастать, страна надолго может оказаться на периферии мирового прогресса. Но не менее реальна противоположная тенденция, если будет реализован потенциал возрождения России и других тесно связанных с ней народов и они вновь сумеют приблизиться к эпицентру мировой цивилизации на новом ее витке.

Слайд 63

Основные разновидности теорий цивилизаций
Теории стадиального развития цивилизации
Теории локальных цивилизаций

Основные разновидности теорий цивилизаций Теории стадиального развития цивилизации Теории локальных цивилизаций

Слайд 64

Теории стадиального развития цивилизации

рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в

Теории стадиального развития цивилизации рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества,
котором выделяются определённые этапы (стадии).
Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни.
За это время, произошли большие общественные изменения которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.
(К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.)

Слайд 65

Теории локальных цивилизаций

исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности,

Теории локальных цивилизаций исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические
которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.
Локальные цивилизации – элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация).
Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты:
географическая среда,
экономика,
политическое устройство,
законодательство,
религия, философия,
литература,
искусство,
быт людей и т.д.
Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации.
Это своеобразие весьма устойчиво.
Хотя с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой.
(Н.Я.Данилевский, А.Тойнби)

Слайд 66

Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю

В

Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю
стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития.
В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса.
В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов.
Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.

Слайд 67

Сопоставление формационного и цивилизационного подходов ( ст. зр. сторонников формационного подхода)

Преимущества формационного подхода

Сопоставление формационного и цивилизационного подходов ( ст. зр. сторонников формационного подхода) Преимущества
позволяет:
увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов;
представить историю человеческого общества как единый процесс;
установить определённые закономерности исторического развития общества;
предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран.

Цивилизационный подход имеет следующие недостатки
при своем последовательном применении ведёт к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом;
создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;
сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.