Познание мира. Истина и её критерии

Содержание

Слайд 2

Познание и знание.

Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта,

Познание и знание. Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении
результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины.
Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения. Процесс познания предполагает наличие двух сторон: Субъект познания – человек, познающий предмет или явление. Объект познания – предмет или явление, которые изучаются человеком.

Слайд 3

Процесс познания

Субъект познания

Объект познания

Результат

Познающий человек, наделённый волей и сознанием, или коллектив

Всё

Процесс познания Субъект познания Объект познания Результат Познающий человек, наделённый волей и
общество

Знание

Познаваемый предмет (процесс, явление, внутреннее состояние человека

Весь окружающий мир

Слайд 4

Ощущение
Отражение
отдельных
свойств,
признаков,
процессов

Чувственное познание.

Восприятие
Целостное
отражение
предметов
в многообразии
их свойств

Представление
вторичный

Ощущение Отражение отдельных свойств, признаков, процессов Чувственное познание. Восприятие Целостное отражение предметов
образ,
воспроизведённое
памятью и вызванное
в сознании ощущение
или восприятие.

Реальные
представления

Нереальные
представления

Слайд 5

Рациональное (логическое)

Понятие
мысль в которой
фиксируются общие
и существенные
признаки вещей

Суждение
мысль,

Рациональное (логическое) Понятие мысль в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей

утверждающая
или отрицающая
нечто об
объектах
суждения

Умозаключение
Высшая форма мышления, позволяющее получать из нескольких суждений новое.

Истина
Результат процесса познания, соответствующий действительности

Индуктивное
умозаключение от частного к общему

Дедуктивное
умозаключение от общего к частному

Получаемое по
аналогии

Слайд 6

Сенсуализм: на первое место в процессе познания ставит чувственную познавательную способность.

Сенсуализм: на первое место в процессе познания ставит чувственную познавательную способность. Рационализм:
Рационализм: признает основой познания и поведения людей разум.

Слайд 7

Эмоции
Аффективная форма проявления моральных чувств

Чувства
Эмоции, но выраженные в соответствующих понятиях (чувства любви,

Эмоции Аффективная форма проявления моральных чувств Чувства Эмоции, но выраженные в соответствующих
ненависти и т. д.)

Мотивационная сторона познания

Устойчивость интересов и целей субъекта познания

Слайд 8

Научное знание

Эмпирическое
знание

Теоретическое
знание

Отражает изучаемый объект со стороны, взаимодействуя с ним непосредственно

Научное знание Эмпирическое знание Теоретическое знание Отражает изучаемый объект со стороны, взаимодействуя
или с помощью приборов

Имеет дело с логической моделью изучаемого объекта

Слайд 9

Уровни научного познания

Эмпирический

Теоретический

Формы научного знания

Научный факт

Проблема

Эмпирический
закон

Гипотеза

Теория

Методы научного познания

Наблюдение, измерение, классификация, систематизация, описание

Уровни научного познания Эмпирический Теоретический Формы научного знания Научный факт Проблема Эмпирический
сравнение

Универсальные:
Анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование

Единство исторического и логического, формализация

Слайд 10

Науки занимающиеся изучением познания.

Эпистемология (от др.-греч. «научное знание, наука» и «слово», «речь»)

Науки занимающиеся изучением познания. Эпистемология (от др.-греч. «научное знание, наука» и «слово»,
— философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие. Эпистемология изучает отношение «объект-знание»;
Гносеология (от др.-греч. «познание»/«знание» + «слово», «речь») — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания. Гносеология изучает отношение «субъект-объект»;

Слайд 11

Проблема познаваемости мира

Основной вопрос — познаваем ли мир в принципе?
Ответы на этот вопрос

Проблема познаваемости мира Основной вопрос — познаваем ли мир в принципе? Ответы
у разных философских течений выглядят по-разному:
гносеологический оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства.
агностицизм — мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия.
скептицизм — мы познаём феноменальный мир, познаваемость подлинного мира проблематична.
солипсизм — единственно-несомненно реально существую Я, все остальное — плод моей фантазии, кроме меня мне познавать нечего.

Слайд 12

Истина

«Истина – это соответствие между самой действительностью и нашими мыслями о действительности»

Истина «Истина – это соответствие между самой действительностью и нашими мыслями о
(Аристотель)
Истина – подкреплённое практикой, научным экспериментом утверждение, точно (адекватно) отражающее действительность; цель и результат познавательной деятельности.

Слайд 13

Виды истины:

Абсолютная истина: полное, точное исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть.
Относительная

Виды истины: Абсолютная истина: полное, точное исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя
истина: знание, которое с развитием науки будет пополняться, т.к. оно еще не до конца раскрывает суть явлений, предметов.

Слайд 14

Виды истины:

Объективная истина: это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной

Виды истины: Объективная истина: это такое содержание человеческого знания, которое существует в
действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.
Субъективная истина: это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через сознание человеком, понято им.