Русская философия

Содержание

Слайд 2

Основная проблематика

Проблемы выбора исторического пути России - между Востоком или Западом

Проблема

Основная проблематика Проблемы выбора исторического пути России - между Востоком или Западом
человека

Проблема социальной справедливости

Проблема творчества

Космизм

Проблемы морали и нравственности

Слайд 3

Рим пал за грехи от варваров
второй Рим – Константинополь пал из-за

Рим пал за грехи от варваров второй Рим – Константинополь пал из-за
ересей от турок-османов
третий Рим –
Москва будет стоять вечно
Четвертому Риму не бывать

1465 -1542

Инок Филофей 

Слайд 4

Чаадаев П.Я.

1794 - 1856

Обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование

Чаадаев П.Я. 1794 - 1856 Обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование
Высшего Разума, который проявляет себя в истории через Провидение

Не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле» - метафора справедливого общества, которое уже осуществляется на Западе

Смысл России - быть уроком всему человечеству

Слайд 5

Славянофилы

Хомяков А.С.
(1804 - 1860)

Аксаков К.С.
(1817-1860)

Киреевский И.В

Славянофилы Хомяков А.С. (1804 - 1860) Аксаков К.С. (1817-1860) Киреевский И.В (1808-1856) Ю. Ф. Самарин (1819-1876)

  (1808-1856)

Ю. Ф. Самарин (1819-1876)

Слайд 6

Народничество

Лавров был против стихийного бунта и считал, что революцию нужно готовить.
Это

Народничество Лавров был против стихийного бунта и считал, что революцию нужно готовить.
должны делать «критически мыслящие личности»,обладающие научной подготовкой. Они должны пойти в народ и разъяснить ему его потребности и силу

Лавров П.Л. (1823 —1900)

Ткачев П.Н. (1844 - 1886)

Во главе заговорщического направления стоял Ткачев.
Он считал ,что крестьянство не способно совершить революцию. Это может сделать небольшая тайная организация.
Государство не имеет опоры в обществе, поэтому его легко можно разрушить и создать новые революционные формы самоуправления.

Идеология народничества основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя капитализм

Михайловский Н. К. (1842- 1904)

Слайд 7

 Героем мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное,

Героем мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или
благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело.
 Толпой будем называть массу, способную увлекаться примером, опять-таки высокоблагородным или низким, или нравственно-безразличным.

Выдвижение героя – требование среды

Механизм воздействия героя на толпу в психологическом плане заключен в:

массовом гипнозе (внушении) 

психозе

подражании

Причины подражания

Подавленность воли и сознания человека 

От скудной и монотонной жизни 

Однообразие впечатлений

Слайд 8

Так как мы можем знать об этом мире только по собственным своим

Так как мы можем знать об этом мире только по собственным своим
ощущениям, … то всякое утверждение внешнего бытия, соответствующего этим состояниям, является с логической точки зрения лишь более или менее вероятным заключением …

Владимир Соловьев

(1853-1900 гг.)

Существование внешней действительности утверждается верою

Следовательно

Что есть действительность – мы верим

Содержание внешней действительности даётся опытом

Что такое она есть – это мы испытываем и знаем

Связь отдельных сведений в цельную систему даётся мышлением

Как она устроена и почему – мы понимаем

Теория цельного знания
( синтез религии, науки и искусства)

Три источника познания — опыт, разум и мистика

Эмпирическое и рациональное познание дают нам свидетельства только о внешности предмета

Суть же постигается посредством третьего рода познания, основанного на вере, через непосредственное восприятие (интуицию) абсолютной действительности, внутренне соединяющее нас с предметом познания. Это и есть мистика как цельное знание

Следовательно

Следовательно

Слайд 9

Русский народ обязан заложить основы всемирной теократии

Русская идея

« Святая Русь » (Москва

Русский народ обязан заложить основы всемирной теократии Русская идея « Святая Русь
— Третий Рим)

« Великая Русь » (реформы Петра I)

« Свободная Русь » (дух декабристов и Пушкина)

Три силы в истории
Центробежная, дающая свободу индивидуализму, анархии и эгоизму – для Запада
Центростремительная, подавляющая любое разнообразие - характерна для Востока
Интегрирующая , может «объединить» эти крайности и проявляющаяся как высшее откровение –
славянство
России отведена роль « строителя » Вселенской церкви, а русскому народу, в силу его промежуточного положения между Западом и Востоком, – роль основного, базисного народа для последующего всеобщего объединения народов

Слайд 10

Религиозная философия

Бердяев Н.А
(1874-1948)

Они порождают отношения рабства и подчинения, из которых

Религиозная философия Бердяев Н.А (1874-1948) Они порождают отношения рабства и подчинения, из которых возникла человеческая история.
возникла человеческая история.

Слайд 11

три вида свободы: 

Свобода для меня первичнее бытия
Свободу нельзя ни из чего вывести,

три вида свободы: Свобода для меня первичнее бытия Свободу нельзя ни из
в ней можно лишь изначально пребывать
Свобода не создана Богом, но он сам рождается… из свободы и из этой же свободы, из Ничто, которое потенциально содержит в себе Все, он творит мир
Свобода порождает страдание, отказ же от свободы уменьшает страдание... И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя

Первичная иррациональная свобода
Чистая произвольность

Рациональную свобода
Исполнение морального долга

Свобода в Боге

Только нравственный закон и вера в Бога могут направить свободную деятельность в русло добра

Следовательно

Подлинная свобода ничем не ограничена, она не может контролироваться даже Богом, ибо она первее Бога

Слайд 12

Космизм

Философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке

Космизм Философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о
как «гражданине Мира»

Представители:
Н.Ф. Федоров
(1829-1903)
К.Э. Циолковский
(1857-1935)
В.И. Вернадский
(1863-1945)
А.Л.Чижевский
(1897-1964)

Понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом

В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной