схоластика 10a

Содержание

Слайд 2

Ход развития естествознания в эпоху схоластики 

Этап в развитии науки (XIII–XV) был назван

Ход развития естествознания в эпоху схоластики Этап в развитии науки (XIII–XV) был
периодом схоластики. Для него было характерно упрощение натурфилософии Аристотеля, приспособление ее к христианскому учению в качестве официальной религиозной философии. Схоластика была оторвана от реальной действительности, занятие естествознанием рассматривалось как пустое дело. Все, что противоречило учениям церкви и Аристотелю, преследовалось инквизицией.
Как всякая развитая теория, достигшая пределов своего теоретического развития, становится крайне абстрактной, так и христианская философия в этот период достигла не только пика, но и пределов своего развития. Впоследствии слово «схоластика» стало синонимом догматического мышления, занятого чистым теоретизированием, далеким от жизни и не дающего ничего нового для её понимания. 

Слайд 3

В истории схоластической философии выделяют три периода:

Ранняя схоластика (IX - XII вв.): П.Абеляр,

В истории схоластической философии выделяют три периода: Ранняя схоластика (IX - XII
A.Кентерберийский.
Формируются два направления средневековой философии реализм (универсалии реально существуют) и номинализм (универсалии создает человеческое мышление). Объектом их дискуссий явилось происхождение общих понятий - универсалий.

Ансельм Кентерберийский

Пьер Абеляр

Слайд 4

Второй этап (XIII в.) - зрелая схоластика (период расцвета)

Фома Аквинский (1225-1274) рационально

Второй этап (XIII в.) - зрелая схоластика (период расцвета) Фома Аквинский (1225-1274)
обосновывает существование Бога. Предложил пять доказательств бытия Бога, признанных католической церковью «неопровержимыми» и до сих пор использующихся в богословии.

Слайд 5

Третий этап (конец XIII-XV вв.) - поздняя схоластика.

Характеризуется нарастанием кризиса всей

Третий этап (конец XIII-XV вв.) - поздняя схоластика. Характеризуется нарастанием кризиса всей
системы схоластического мышления и господства католической церкви. Все это предвосхищало неизбежный закат схоластической философии.
Представители: Р.Бэкон, Д.Скот, У.Оккам.

1. Роджер Бэкон
2. Дунс Скот
3. Уильям Оккам

1.

2.

3.

Слайд 6

Основные деятели этой эпохи

1. Ибн-Сина (980-1037гг.) - философ и врач, представитель восточного аристотелизма
2.

Основные деятели этой эпохи 1. Ибн-Сина (980-1037гг.) - философ и врач, представитель
Ибн-Рушд (1126-1198гг.) - андалусский философ. В Западной Европе известен под латинизированным именем Аверроэс 
3. Омар Хайям (1048-1131гг.) - персидский философ, математик, астроном и поэт.
4. Фома Аквинский (1225-1274гг.) - итальянский философ и теолог
5. Данте (1265-1321гг.) - итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель

Слайд 7

Интересные факты

Мир видели как текст, что подразумевает прочтение, расшифровку, переинтерпретацию смыслов, заданных

Интересные факты Мир видели как текст, что подразумевает прочтение, расшифровку, переинтерпретацию смыслов,
миру божественной сущностью. 
Для этого времени типичны астрология, алхимия, магия, кабалистика и оккультизм вообще, некое тайное знание.
В Европе в этот период господствовали схоластика, алхимия и астрология. Не будучи науками в современном понимании этого слова, все три эти дисциплины способствовали развитию интеллектуальной и опытной базы для современных логики, химии и астрономии. 

Слайд 8

Интересные факты

В эпоху раннего Средневековья в Европе господствовала библейская картина мира. Затем она

Интересные факты В эпоху раннего Средневековья в Европе господствовала библейская картина мира.
сменилась геоцентрической системой Птолемея. Около XII—XIII веков были вновь открыты труды Аристотеля. Роджер Бэкон стал одним из первых приверженцев научного метода исследований и эмпиризма. В противовес схоластическим рассуждениям и толкованиям не всегда точных переводов Писания и трудов античных и мусульманских философов, Бэкон уже в XIII веке призывал духовенство изучать как Священное Писание, так и философские трактаты в оригинале, а также заниматься науками.
В период позднего Средневековья (XIV-XV вв.) постепенно осуществляется пересмотр основных представлений античной естественнонаучной картины мира и складываются предпосылки для создания нового естествознания, новой физики, новой астрономии, возникновения научной биологии.

Слайд 9

Интересные факты

В XII в. был открыт первый университет в Болонье, в 1200 г.

Интересные факты В XII в. был открыт первый университет в Болонье, в
– основан Парижский ун-т, в XIII-XIV вв. появляются университеты в других городах Европы: Неаполе, Тулузе, Праге, Вене и т.д.
Средневековые университеты имели 4 факультета: подготовительный или факультет свободных искусств (позднее – философский); медицинский; юридический; теологический.

Слайд 10

Какой вклад естествознание эпохи схоластики привнесло в естествознание нашего времени?

Ф. Энгельс.
  «все

Какой вклад естествознание эпохи схоластики привнесло в естествознание нашего времени? Ф. Энгельс.
смотрели на средние века как на простой перерыв в ходе истории, вызванный тысячелетним всеобщим варварством. Никто не обращал внимание на большие успехи, сделанные в течение Средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV и XV вв.»

Слайд 11

Достижения эпохи схоластики:

1) Существует мнение о том, что именно схоластика заложила основы

Достижения эпохи схоластики: 1) Существует мнение о том, что именно схоластика заложила
логического мышления. Рассматривая Бога в качестве главного предмета своего изучения, данное направление не могло влиять на развитие естественно-научных дисциплин. Но все же, его представители старались понять соотношение сущности Бога и человека, попутно разрешая ряд серьезных логических задач (к примеру, именно благодаря схоластике появилась математическая логика в ее современном понимании)