Современная философия. основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм

Содержание

Слайд 2

Исторические предпосылки возникновения неклассической философии и ее характеристика.
Основные течения гуманитарно-антропологического направления современной

Исторические предпосылки возникновения неклассической философии и ее характеристика. Основные течения гуманитарно-антропологического направления
западной философии.
Сциентистское направление западной философии: позитивизм и философия науки.
Основные идеи феноменологии и герменевтики.

План занятия:

Слайд 3

Причины кризиса классической философии

Социально-политические: обусловлены стабилизацией западного общества к середине XIX в.

Причины кризиса классической философии Социально-политические: обусловлены стабилизацией западного общества к середине XIX
и проявлением в нем острых социально-классовых противоречий.
Интеллектуальные: связаны с кризисом классического естествознания и лежащей в его основе механистической картиной мира.

Слайд 4

Различия классической и неклассической философии

Различия классической и неклассической философии

Слайд 5

Направления критики классической философии

Критика разума
Критика философской метафизики как умозрительного (не основанного на

Направления критики классической философии Критика разума Критика философской метафизики как умозрительного (не основанного на опыте) знания
опыте) знания

Слайд 6

Основные направления современной западной философии

Гуманитарно-антропологическое «Философия жизни», экзистенциализм, неотомизм, персонализм
Сциентистское Позитивизм,

Основные направления современной западной философии Гуманитарно-антропологическое «Философия жизни», экзистенциализм, неотомизм, персонализм Сциентистское Позитивизм, постпозитивизм, «философия науки»
постпозитивизм, «философия науки»

Слайд 7

Основные черты современной западной философии

Критическое отношение к теоретическому и идеологическому наследию классической

Основные черты современной западной философии Критическое отношение к теоретическому и идеологическому наследию
философии
Отказ от идеи исторического прогресса
Попытки преодолеть антиномию материализма и идеализма

Слайд 8

Гуманитарно-антропологическое направление

В центре философской проблематики – человек, проблемы его жизни, существования,

Гуманитарно-антропологическое направление В центре философской проблематики – человек, проблемы его жизни, существования,
индивидуальности.
Особенности постановки проблемы:
человек понимается как целостность, не сводимая к разуму, и рассматривается в контексте своих жизненных обстоятельств и проблем.

Слайд 9

«Философия жизни»

Центральное понятие – жизнь как интуитивно постигаемая целостная реальность, не тождественная

«Философия жизни» Центральное понятие – жизнь как интуитивно постигаемая целостная реальность, не
ни духу, ни материи.
Главная задача «философии жизни» - обнаружение некоторого общемирового принципа, который в качестве первичной жизненной реальности лежит в основе явлений мира и человеческих поступков.

А. Шопенгауэр
(1788-1860)

Ф. Ницше
(1844-1900)

Слайд 10

«Философия жизни» Ф. Ницше

Биолого-натуралистическая трактовка понятия «жизнь»
Волюнтаризм (основой всякой жизни, всего

«Философия жизни» Ф. Ницше Биолого-натуралистическая трактовка понятия «жизнь» Волюнтаризм (основой всякой жизни,
общественного процесса полагает волю к власти)
Нигилизм – отрицание моральных норм и ценностей

Слайд 11

Основные идеи философии Ф. Ницше

Призыв к освобождению жизненных сил, которые ведут за

Основные идеи философии Ф. Ницше Призыв к освобождению жизненных сил, которые ведут
пределы противопоставления добра и зла.
Культ «великого человека», «сверхчеловека».
Идея роковой противоположности «жизни» и разума.

Слайд 12

Развитие «философии жизни»

Историцистский вариант (Г. Зиммель, О. Шпенглер)
«Жизнь» интерпретируется как непосредственное внутреннее

Развитие «философии жизни» Историцистский вариант (Г. Зиммель, О. Шпенглер) «Жизнь» интерпретируется как
переживание исторического опыта духовной культуры
Пантеистический вариант (А. Бергсон)
Понимание жизни как космической силы

Слайд 13

Неотомизм – официальная философия католической церкви, базирующаяся на учении Фомы Аквинского.

Представители: Ж.

Неотомизм – официальная философия католической церкви, базирующаяся на учении Фомы Аквинского. Представители:
Маритен, Э. Жильсон, Тейяр де Шарден

Жак Маритен
(1882-1973)

Тейяр де Шарден
(1881-1955)

Слайд 14

Основные принципы и идеи неотомизма

Принципы неотомизма: теоцентризм, креационизм
Идея гармонического единства веры и

Основные принципы и идеи неотомизма Принципы неотомизма: теоцентризм, креационизм Идея гармонического единства
разума.
Идея дуализма онтологий.

Слайд 15

Пути обновления неотомизма

«Антропологический поворот»: в центр выдвигаются социальные и этические проблемы.
Новое понимание

Пути обновления неотомизма «Антропологический поворот»: в центр выдвигаются социальные и этические проблемы.
места и роли науки.
Идея модернизации неотомизма за счет сближения с естествознанием и светской гуманитарной наукой

Слайд 16

Основные идейные разновидности неотомизма

Консервативный
Ассимилирующий (допускает синтез неотомизма с другими концепциями).
Экзистенциальный (в качестве

Основные идейные разновидности неотомизма Консервативный Ассимилирующий (допускает синтез неотомизма с другими концепциями).
центрального вопроса выдвигает вопрос о смысле существования мира и человека)

Слайд 17

Философия экзистенциализма

Представители: К. Ясперс, А. Камю, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, Н.А. Бердяев
Основная

Философия экзистенциализма Представители: К. Ясперс, А. Камю, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, Н.А.
идея: заменить классическую «философию сущностей» философией Существования.
Главная проблема: проблема жизнедеятельности и мироощущения индивида в обществе, переживающем глубокий кризис

Слайд 18

Христианский экзистенциализм

Атеистический экзистенциализм

Альберт Камю (1913 - 1960)

Карл Ясперс
(1883-1969)

Жан-Поль Сартр (1905-1980)

Христианский экзистенциализм Атеистический экзистенциализм Альберт Камю (1913 - 1960) Карл Ясперс (1883-1969)

Николай Бердяев
(1874-1948)

Слайд 19

Основные понятия экзистенциализма

Основное понятие: экзистенция - существование, в котором формируется и проявляет

Основные понятия экзистенциализма Основное понятие: экзистенция - существование, в котором формируется и
себя индивидуальная сущность человека.
Онтологические понятия, описывающие специфику человеческого бытия: бытие, ничто, трансценденция, свобода, творчество, пограничная ситуация
Понятия, фиксирующие внутренние проблемные состояния человека: страх, одиночество, заброшенность, забота

Слайд 20

Для экзистенциализма характерны:

«Антропологический поворот»: стремление выделить и зафиксировать внутренние состояния человеческого существования.
«Онтологический

Для экзистенциализма характерны: «Антропологический поворот»: стремление выделить и зафиксировать внутренние состояния человеческого
поворот»: постановка и решение проблемы смысла человеческого бытия, понятого как непосредственно воспринимаемое и переживаемое человеком.

Слайд 21

Основные идеи экзистенциализма

Понимание человека как существа «становящегося», «делающего себя» в процессе собственной

Основные идеи экзистенциализма Понимание человека как существа «становящегося», «делающего себя» в процессе
жизни.
Идея неустойчивости человеческого существования.

Слайд 22

Позитивизм

Проблематика: изучает проблемы оснований и строения научного знания, языка науки, взаимоотношения науки

Позитивизм Проблематика: изучает проблемы оснований и строения научного знания, языка науки, взаимоотношения
и философии.
Главная идея – идея превосходства науки и разрыв с метафизической традицией («Наука сама себе философия»).

Слайд 23

Этапы развития позитивизма

Позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Дж.Ст. Милля
Эмпириокритицизм (Э. Мах, Р.

Этапы развития позитивизма Позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Дж.Ст. Милля Эмпириокритицизм (Э.
Авенариус, В. Оствальд, П. Дюэм)
Неопозитивизм (М. Шлик, Л. Витгенштейн, Р. Карнап)

Слайд 24

Идеи позитивизма О. Конта и Г. Спенсера

Разрыв с метафизической традицией.
Феноменализм (наука не

Идеи позитивизма О. Конта и Г. Спенсера Разрыв с метафизической традицией. Феноменализм
объясняет причин явлений, а лишь описывает их).
Рассмотрение естествознания в качестве образца всех наук (в том числе и наук об обществе).
Экстраполяция естественнонаучных понятий на другие области научного знания.

Слайд 25

Эмпириокритицизм

Эмприокритицизм - «критика опыта», пределом разложения которого выступают «элементы мира».
Формулирует принцип

Эмпириокритицизм Эмприокритицизм - «критика опыта», пределом разложения которого выступают «элементы мира». Формулирует
экономии мышления, из которого выводит идеал писательной науки.

Слайд 26

Неопозитивизм

Основные направления:
логический атомизм,
логический позитивизм,
лингвистическая философия

Неопозитивизм Основные направления: логический атомизм, логический позитивизм, лингвистическая философия

Слайд 27

Критика философии в логическом позитивизме

Из философии должны быть исключены все мировоззренческие проблемы

Критика философии в логическом позитивизме Из философии должны быть исключены все мировоззренческие
как не имеющие строгого научного решения.
Философия не является содержательной наукой о реальности, а представляет собой особый тип теоретизирования.
Философия должна заниматься логическим анализом языка.

Слайд 28

Философская программа неопозитивизма

Исключить из науки все бессмысленные рассуждения и псевдопроблемы.
Осуществлять анализ логической

Философская программа неопозитивизма Исключить из науки все бессмысленные рассуждения и псевдопроблемы. Осуществлять
структуры языка, терминов и предложений, употребляемых в научном языке.
Обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного рассуждения.

Слайд 29

Постпозитивизм и «философия науки»

Главная задача: изучение строения и динамики научного знания.
«Философия

Постпозитивизм и «философия науки» Главная задача: изучение строения и динамики научного знания.
науки» переносит акцент с анализа готового знания на проблемы эволюции науки.
Основное внимание уделяется изучению истории науки.

Слайд 30

Представители «философии науки»

Т. Кун (в работе «Структура научных революций» рассматривает эволюцию научного

Представители «философии науки» Т. Кун (в работе «Структура научных революций» рассматривает эволюцию
знания как процесс смены парадигм и радикальных изменений стиля научного мышления).
И. Лакатос (разрабатывает идею союза методологии и истории науки: «Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа»).
П. Фейерабенд (формулирует концепцию «методологического анархизма», утверждающего принципиальную несоизмеримость научных теорий).

Слайд 31

Основные проблемы «философии науки»

Проблема соотношения эмпирического и теоретического знания.
Обоснование конвенционального характера научного

Основные проблемы «философии науки» Проблема соотношения эмпирического и теоретического знания. Обоснование конвенционального
знания.
Анализ механизмов развития научного знания.

Слайд 32

Феноменология

Основоположник – Э. Гуссерль (1859-1938)
Главная проблема – вопрос об объективности познания, без

Феноменология Основоположник – Э. Гуссерль (1859-1938) Главная проблема – вопрос об объективности
решения которого невозможно развитие науки.

Слайд 33

Основные идеи феноменологии:

Философия должна изучать только феномены сознания, рассматриваемые как непосредственно данное.
Феномены

Основные идеи феноменологии: Философия должна изучать только феномены сознания, рассматриваемые как непосредственно
сознания понимаются не как психические явления, а как абсолютные сущности, смысл которых не зависит от индивидуального сознания (критика психологизма в логике).
Смысл феноменов сознания постигается непосредственным переживанием (теория интеллектуальной интуиции) и затем описывается.
Условием непосредственного переживания феноменов является редукция «естественной установки» сознания (теория феноменологической редукции).