Свобода от предпосылок и предпосылки свободы

Содержание

Слайд 2

«С одной стороны, гештальт-терапию нельзя понять исторически вне феноменологического течения. В гештальтистской

«С одной стороны, гештальт-терапию нельзя понять исторически вне феноменологического течения. В гештальтистской
литературе часто заявляется о принадлежности к этому философскому течению, но больше в качестве заклинания, чем для дела.
С другой стороны (…) — феноменология развивает некоторые понятия и методологию, которые способны помочь гештальт-терапии укрепить прочность своих теоретических оснований».
(Блез, 2008, с. 10 )

Слайд 3

Эдмунд Гуссерль: Свобода от предпосылок и предпосылки свободы

Эдмунд Густав Альбрехт Гу́ссерль 
(1859-1938)

Три вида

Эдмунд Гуссерль: Свобода от предпосылок и предпосылки свободы Эдмунд Густав Альбрехт Гу́ссерль
свободы:
1. Свобода мышления
2. Телесная свобода
3. Личная свобода

Слайд 4

Свобода мышления – свобода от убеждений

«Феноменология впервые в европейской философии ставит вопрос

Свобода мышления – свобода от убеждений «Феноменология впервые в европейской философии ставит
о внутренней свободе мышления, отличающего себя от любых своих предметов, об открытости опыта сознания миру, опыта, который не растворяется в том, чему он открыт; феноменологическая философия — это прежде всего свободная дескрипция опыта и мира, которая имеет внутренний ресурс сопротивляться “искушению языком”, т. е. отстраняться, с одной стороны, от раз и навсегда заданных терминологических конструкций, убивающих опыт, а с другой — от свободных ассоциативных рядов, имитирующих мышление».
(Молчанов,1999, с. 16)

Слайд 5

Феноменологический метод

Редукция (эпохе') - первая часть феноменологического метода. Очищение сознания. Вместе с

Феноменологический метод Редукция (эпохе') - первая часть феноменологического метода. Очищение сознания. Вместе
научными знаниями о мире за скобки выносятся и житейские знания, выражаемые житейским языком. Возникает ситуация, когда мы что-то воспринимаем, но сказать об этом не можем.
Феноменологическая конструкция (идеация) - вторая часть метода. Мы интуитивно схватываем сущность предмета (что это? ) и при помощи воображения (способности создавать образы) формируем внутренний горизонт предмета (что это ещё может быть?) и внешний (что я могу делать с этим предметом? Как это относится к другим предметам?)

Слайд 6

Телесная свобода – свобода движения

 Телесная свобода состоит в способности свободно исполнять определенные

Телесная свобода – свобода движения Телесная свобода состоит в способности свободно исполнять
привычные движения. В определенном смысле она приобретенная. Телесную свободу можно развивать и расширять (танцы, игра на музыкальных инструментах, спорт, письмо, языки и т.д.). 
Свободно принимаемые телесные движения (акты) отличаются от не_свободно принимаемых телесных движений (реакции).
Телесный опыт «Я не могу» – не только негативное ограничение. Телесный опыт «Я не могу» играет решающую роль в осознавании того, что «Я могу».
(Jacobs, 2014)
«Будучи полем перцептивным, поле свободы не имеет линейных границ, – у меня есть возможности ближайшие и отдаленные».
(Мерло-Понти, 1999, с. 572)

Слайд 7

Личная свобода - свобода занимать позицию и принимать решения  

Гуссерль:
«Автономия разума, свобода

Личная свобода - свобода занимать позицию и принимать решения Гуссерль: «Автономия разума,
личности, состоит в том факте, что я не подвергаюсь пассивно влиянию других, но, вместо этого, решаю сам».
(цит. по Jacobs, 2014, p. 18)
У меня есть собственные причины для убеждений и решений, как основе своих выборов.
Эти выборы могут противоречить как моим склонностям, интересам, влечениям, так и моде, морали, нормам окружающих людей.
Гуссерль:
«Позволить себе быть обусловленным ценностно-мотивационно и сопротивляться влечениям устанавливающим тенденцию позволить себе снова быть обусловленным ценностно-мотивационно и сопротивляться влечениям. Здесь переплетение привычек и свободной мотивации»
(цит. по Jacobs, 2014, p. 19)

Слайд 8

Жан-Поль Сартр: Абсолютная свобода и сопротивление мира

 
Человек абсолютно свободен принимать решения, совершать

Жан-Поль Сартр: Абсолютная свобода и сопротивление мира Человек абсолютно свободен принимать решения,
действия.
Коэффициент сопротивления мира действиям человека – благоприятные и неблагоприятные ситуации.

Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр
1905-1980

Слайд 9

«Я абсолютно и безусловно свободен действовать в любой ситуации так, как найду

«Я абсолютно и безусловно свободен действовать в любой ситуации так, как найду
нужным, не взирая на то, какое сопротивление моим действиям будет оказано (…) я могу действовать не интересуясь тем, приведут мои действия к успеху или нет».
(Слинин, 2004, с.81)
Абсолютная свобода не означает абсолютного могущества: «Я свободен принять любое решение в любой ситуации и употребить всю мою волю (…) но далеко не все на свете я могу сделать»
(Слинин, 2004, с.87)

Слайд 10

Непостоянство свободы
Неустойчивость, непрочность, непостоянство свободно принимаемых решений – следствие абсолютности свободы.

Непостоянство свободы Неустойчивость, непрочность, непостоянство свободно принимаемых решений – следствие абсолютности свободы.
Абсолютность свободы оборачивается тем, что она способна в любой момент отменить любое свое решение.

Слайд 11

Морис Мерло-Понти: Включённость свободы в мир

Мерло-Понти не согласен с идеей абсолютной свободы

Морис Мерло-Понти: Включённость свободы в мир Мерло-Понти не согласен с идеей абсолютной
Сартра.
Сартр исходит из внеисторичного и возобновляющегося мгновения, в котором проигрывается свобода.
Для Мерло-Понти свобода укоренена в историчности, она обнажает и одновременно творит ее смысл.

Мори́с Мерло́-Понти́
1908-1961

Слайд 12

 Мерло-Понти:
«Нет никакого абсолютного детерменизма и никакого абсолютно свободного выбора, никогда мне не

Мерло-Понти: «Нет никакого абсолютного детерменизма и никакого абсолютно свободного выбора, никогда мне
быть не чистой вещью, ни голым сознанием».
Мы находимся под воздействием мира и в то же время открыты его бесконечным возможностям.

Слайд 13

 
Свобода человека всегда обусловлена миром, в котором он живет, и пережитым прошлым.

Свобода человека всегда обусловлена миром, в котором он живет, и пережитым прошлым.
Свобода существует не потому, что на меня ничто не давит, а потому, наоборот, что я всегда вне себя, будучи развернут лицом к миру. Обусловленность свободы в том, что человек - структура историко-психологическая, в том смысле, что мы перемешаны с миром до неразличимости. Наша свобода не разрушает ситуацию, скорее она вплетена в нее. По этой причине ситуации остаются открытыми, а внедрение человека придает ей ту или иную конфигурацию.
(Слинин, 2004)

Слайд 14

Смысл вещей в мире и сам мир остаются открытыми и многозначными.
Неоднозначность

Смысл вещей в мире и сам мир остаются открытыми и многозначными. Неоднозначность и раскрытость образуют экзистенцию.
и раскрытость образуют экзистенцию.