Теория познания. (Лекция 8)

Содержание

Слайд 2

План

Проблема субъекта и объекта познания
Проблема методов познания
Проблема истины и ее критериев

План Проблема субъекта и объекта познания Проблема методов познания Проблема истины и ее критериев

Слайд 3

ДЕФИНИЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ

Гносеология – раздел философии, в котором изучаются природа знания и

ДЕФИНИЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ Гносеология – раздел философии, в котором изучаются природа знания
его возможности, отношение сознания к реальности.
В гносеологии можно выделить три основные проблемы:
определение роли субъекта и объекта в познании,
формулировка методологии познания,
определение критерия истинности знания. 

Слайд 4

СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (Античный подход)

Роль субъекта сводилась лишь к созерцанию объектов и их

СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (Античный подход) Роль субъекта сводилась лишь к созерцанию объектов и
объяснению. Концепция Платона («Теория воспоминания») является примером  подобных отношений.

Слайд 5

ПЛАТОН: УЗНИКИ ПЕЩЕРЫ

ПЛАТОН: УЗНИКИ ПЕЩЕРЫ

Слайд 6

ПЛАТОН: УЗНИКИ ПЕЩЕРЫ

ПЛАТОН: УЗНИКИ ПЕЩЕРЫ

Слайд 7

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ВОПРОСАМ ПОЗНАНИЯ

С точки зрения религиозной средневековой философии процесс познания,

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ВОПРОСАМ ПОЗНАНИЯ С точки зрения религиозной средневековой философии процесс
как и все в мире зависит от Божьего промысла. В самом ортодоксальном варианте человек должен ждать, когда на него снизойдет мистическое озарение и Бог даст ему истину.


Слайд 8

ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ (продолжение)

Второй подход к проблеме отношений объекта и

ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ (продолжение) Второй подход к проблеме отношений объекта
субъекта в познании сложился в эпоху Нового времени. Объектом познания становился не столько объективный мир, сколько само сознание. Разум, законы его развития, логические категории сознания стали для философов Нового времени объектом исследования. Таким образом, объект и субъект познания совпадали. Природа оставалась все такой же непостижимой, несмотря на исследования в области физики, астрономии, механики. Очень часто законы логики, свойственные человеческому сознанию объявлялись философами законами Вселенной.

Слайд 9

ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ (продолжение)

Третий подход к проблеме отношений субъекта и

ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ (продолжение) Третий подход к проблеме отношений субъекта
объекта возник в начале XIX века и очень четко был сформулирован К.Марксом в его работе «Тезисы о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объясняли мир, задача теперь состоит в том, чтобы изменить его». Отношения между субъектом и объектом познания понимаются как взаимодействие.

Слайд 10

ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ

Методы познания – это способы воспроизведения действительности в нашем сознании,

ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ Методы познания – это способы воспроизведения действительности в нашем
т.е. система принципов и правил практической и теоретической деятельности.

Слайд 11

ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ (продолжение)

В соответствии с масштабами применения выделяют следующие уровни методов:

ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ (продолжение) В соответствии с масштабами применения выделяют следующие уровни

предельно общие методы, т.е. те, что выходят за рамки науки (анализ, синтез, умозаключение, диалектика и др.);
общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, аксиоматические методы, моделирование и др.);
частнонаучные методы (физические, химические, биологические и т.д.). 

Слайд 12

ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ (продолжение)

По функциональному назначению и способам применения методы в философии

ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ (продолжение) По функциональному назначению и способам применения методы в
подразделялись на эмпирический (опытный) метод и рациональный (теоретический) метод. Идеал научности эмпирики усматривают в опытном естествознании – механике, физике, химии, т.е. там, где возможны наблюдение и эксперимент.
В рамках рационализма математическое знание считается прообразом и реальным основанием всей науки. Используются логические методы познания такие как: утверждение, гипотезы, теории, аксиомы и т.п.

Слайд 13

ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД

Индукция – вид рациональной интерпретации фактов, позволяющий предвидеть или предсказывать явления

ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД Индукция – вид рациональной интерпретации фактов, позволяющий предвидеть или предсказывать
природы и общественной жизни с некоторой степенью правдоподобия.
 Шаги индуктивного метода (Ф.Бэкон):
определение «частных аксиом» (сбор конкретных данных, обозначение и определение).
выведение «средних аксиом» на базе частных (описание и некоторое обобщение конкретных данных).
переход к «наиболее общим аксиомам». т.е. создание общих суждений, выводимых из опыта и обобщений.

Слайд 14

ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД

Дедукция – это процесс логического вывода, представляющий собою переход от посылок

ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД Дедукция – это процесс логического вывода, представляющий собою переход от
к заключениям на основе правил логики.
Шаги дедуктивного метода:
А) Истинным является все то, что самоочевидно;
Б) Каждую вещь надо делить на простые составляющие;
В) В познании мыслью следует идти от простого к сложному;
Г) Знание должно быть полным.

Слайд 15

ЦЕЛИ ИНДУКЦИИ И ДЕДУКЦИИ

Индуктивный метод в ходе познания обращает внимание на внешнее

ЦЕЛИ ИНДУКЦИИ И ДЕДУКЦИИ Индуктивный метод в ходе познания обращает внимание на
знание (знание фактов, обобщений).
Дедуктивный метод нацелен на умопостигаемые, внутренние процессы, составляющие суть предметов.

Слайд 16

АГНОСТИЦИЗМ

Агностицизм – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос

АГНОСТИЦИЗМ Агностицизм – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен
о достоверности полученного знания об окружающем мире (Д.Юм, Дж.Беркли).
Причины агностицизма:
Разрыв опыта и теории.
Стремление отыскать абсолютную, никогда не меняющуюся истину. Невозможность отыскания таковой и приводит к разочарованию в знании и науке.

Слайд 17

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ

Классическое определение истины: «знание, соответствующее действительности» (Аристотель).
Марксистская концепция истины: «истина есть

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ Классическое определение истины: «знание, соответствующее действительности» (Аристотель). Марксистская концепция истины:
соответствующее отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания».

Слайд 18

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТИНЫ

Объективность. Объективная истина – это знание, содержание которого не зависит от

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТИНЫ Объективность. Объективная истина – это знание, содержание которого не зависит
нашего к нему отношения;
Абсолютность. Абсолютная истина - знание, полностью исчерпывающее представление о предмете и неопровержимое при дальнейшем развитии познания
Относительность. Относительная истина – это неполное знание об объекте.
Конкретность. Конкретность истины предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных его свойств, связей, тенденций его развития.

Слайд 19

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ:

Практика.
Предыдущее знание (например, аксиомы).
Самоочевидность знания (Декарт).
Верификация. (Верификация –

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ: Практика. Предыдущее знание (например, аксиомы). Самоочевидность знания (Декарт). Верификация. (Верификация
понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки (Л.Витгенштейн)

Чаша познания

Слайд 20

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ (продолжение)

Конвенция - соглашение считать знание истинным (Пуанкаре)
Прагматизм (полезность). Истинным называется

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ (продолжение) Конвенция - соглашение считать знание истинным (Пуанкаре) Прагматизм (полезность).
то, что приносит пользу обществу.
Конвергентность. Стремление сблизить все методы познания с одним, ведущим к цели; сведение всех теоретических систем к одной системе, доказавшей свою пригодность (Макс Планк, Макс Хартман). Факт конвергенции представляет собою серьезную гарантию реальной истинности познания.