Древнерусская архитектура

Содержание

Слайд 2

АРХИТЕКТУРНЫЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

АРХИТЕКТУРНЫЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Слайд 3

Киевская школа: Особенности стиля
В течение почти всего XI в. Киев был единственным

Киевская школа: Особенности стиля В течение почти всего XI в. Киев был
городом Руси, где имелась строительная организация, способная возводить монументальные здания. Отдельные области были тесно связаны с Киевом также и после утраты им центрального руководящего значения (Черниговское, Волынское, Смоленское княжества), другие (Новгородское, Галицкое, Владимиро- Суздальское, Полоцкое) в результате обособления создали собственную архитектурную традицию.
В отдельных областях сформировались архитектурные традиции, отличные от киево-черниговской. Прежде всего,
это удаленные от Киева, северные области: Новгородская и Владимиро- Суздальская

Владимиро-суздальская архитектура (XII—XIII века)
Золотые ворота во Владимире. Центральная часть с проездной аркой сохранилась с середины XII века
В период политической раздробленности роль Киева как политического центра начала ослабевать, в удельных центрах появились значительные архитектурные школы. В XII—XIII веках важнейшим культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. Уникальность владимиро-суздальского зодчества состоит в том, что оно не просто продолжило традиции византийской и южнорусской архитектуры, но и значительно обогатило их западноевропейскими идеями и элементами. При этом вопрос о непосредственном участии средневековых европейских мастеров в белокаменном строительстве на северо-востоке Руси в середине — второй половине XII века остаётся открытым.

Слайд 4

Первым европейскую каменную технику в Залесье начал использовать Юрий Долгорукий.
При нём были

Первым европейскую каменную технику в Залесье начал использовать Юрий Долгорукий. При нём
возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Переславле. До нашего времени дошли две из них
 церковь Бориса и Глеба в Кидекше 
 Спасский собор в Переславле-Залесском.
Оба храма датируются 1152 годом.

Слайд 5

Своего расцвета архитектура Владимира и Суздаля достигла в конце XII века при

Своего расцвета архитектура Владимира и Суздаля достигла в конце XII века при
брате Боголюбского, первом Великом князе Владимирском
 Всеволоде Большое Гнездо.
Всеволод значительно расширил владимирский Успенский собор и построил Дмитриевский собор — шедевр белокаменной резьбы и самый показательный в архитектурном плане белокаменный храм. При сыновьях Всеволода
в 1220—1230-е годы созданы последние крупные памятники Владимиро-Суздальской Руси — Рождественский собор суздальского кремля и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

Слайд 6

Во время правления Андрея Боголюбского владимиро-суздальская архитектура получила дальнейшее развитие. В столице княжества

Во время правления Андрея Боголюбского владимиро-суздальская архитектура получила дальнейшее развитие. В столице
Владимире развернулось активное строительство, город был застроен монументальными сооружениями. До настоящего времени сохранились такие памятники архитектуры Владимира, как Успенский собор и Золотые ворота. Одним из самых заметных памятников зодчества владимиро-суздальской школы является церковЬ Покрова на Нерли.

Слайд 7

Формирование новгородской архитектурной школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде.

Формирование новгородской архитектурной школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского
Уже в данном памятнике заметны отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности.

Слайд 8

Новгородская архитектура (конец XII—XVI век)
Отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней

Новгородская архитектура (конец XII—XVI век) Отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота,
декоративности.  Храмы отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм.

Слайд 9

Храмы Новгорода эпохи политической раздробленности уже не поражают огромными размерами, однако в

Храмы Новгорода эпохи политической раздробленности уже не поражают огромными размерами, однако в
них сохраняются основные черты данной архитектурной школы. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на её фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и значительных живописных ансамблей России.

Слайд 10

Формирование новгородской архитектурной школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде.

Формирование новгородской архитектурной школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского
Уже в данном памятнике заметны отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности.

Слайд 11

Расцвет новгородского зодчества относят ко второй половине XIV века, в эпоху максимального

Расцвет новгородского зодчества относят ко второй половине XIV века, в эпоху максимального
могущества Новгородской республики. Вершиной и эталоном архитектуры данного периода является церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. Также стоит отметить церковь Спаса Преображения на Ильине улице, знаменитую тем, что в ней одной сохранились фрески кисти Феофана Грека.

Слайд 12


Псковская архитектура очень близка к новгородской, тем не менее в зданиях Пскова появилось

Псковская архитектура очень близка к новгородской, тем не менее в зданиях Пскова
немало специфических черт. Одним из лучших храмов Пскова периода расцвета стала церковь Сергия с Залужья (1582—1588). Также известны церковь Николы со Усохи (1371), Василия на Горке (1413), Успенья на Пароменье со звонницей (1521), Кузьмы и Демьяна с Примостья (1463).

Слайд 13

Киевская школа: Особенности стиля
В течение почти всего XI в. Киев был единственным

Киевская школа: Особенности стиля В течение почти всего XI в. Киев был
городом Руси, где имелась строительная организация, способная возводить монументальные здания. Отдельные области были тесно связаны с Киевом также и после утраты им центрального руководящего значения (Черниговское, Волынское, Смоленское княжества), другие (Новгородское, Галицкое, Владимиро- Суздальское, Полоцкое) в результате обособления создали собственную архитектурную традицию.
В отдельных областях сформировались архитектурные традиции, отличные от киево-черниговской. Прежде всего,
это удаленные от Киева, северные области: Новгородская и Владимиро- Суздальская

Московская школа
Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества.
Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе.
В раннемосковском зодчестве конца XIV - начала XV в. продолжаются традиции русской архитектуры предшествующего периода.
Москва воспринимала формы зодчества разных русских земель и объединяла их в своем строи­тельстве.
Для московских церквей того времени характерен пирамидально-ярусный переход от основного объема к куполу, что было свойственно смоленским и черниговским храмам XII-XIII вв.
В декоративном убранстве фаса­дов и барабана в определенной мере возрождались приемы владимиро-суздальского зодчества.
У новгородско-псковских мастеров было воспринято практичное отношение к использованию внутреннего пространства: столбы делались не крестовидными в сечении, а квадратными или даже круглыми, отсутствовали пилястры на поверхностях стен в интерьере.

Слайд 14

Киевская школа: Особенности стиля
В течение почти всего XI в. Киев был единственным

Киевская школа: Особенности стиля В течение почти всего XI в. Киев был
городом Руси, где имелась строительная организация, способная возводить монументальные здания. Отдельные области были тесно связаны с Киевом также и после утраты им центрального руководящего значения (Черниговское, Волынское, Смоленское княжества), другие (Новгородское, Галицкое, Владимиро- Суздальское, Полоцкое) в результате обособления создали собственную архитектурную традицию.
В отдельных областях сформировались архитектурные традиции, отличные от киево-черниговской. Прежде всего,
это удаленные от Киева, северные области: Новгородская и Владимиро- Суздальская

Архитектура Московского княжества (XIV—XVI века)
Успенский собор Московского Кремля
Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества. Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе.
Успенский собор на Городке в Звенигороде — один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов данного периода. Это небольшой крестово-купольный четырёхстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды, западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальных прясла, завершённых закомарами. Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени.
Грановитая палата
Подъём московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III
В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был построен Московский Успенский собор. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий.
В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. В 1505—1509 годах под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового был построен близкий к Успенскому Архангельский собор. В это же время получает развитие гражданское строительство,
в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496).
В 1485 году началось строительство новых кремлёвских стен и башен, оно закончилось уже при правлении Василия II в 1516 году.
К этой эпохе относят также активное строительство других крепостных сооружений — укреплённых монастырей, крепостей, кремлей. Были построены кремли в Туле (1514), Коломне (1525), Зарайске (1531), Можайске (1541), в Серпухове (1556) и т. д.

Слайд 16

Киевская школа: Особенности стиля
В течение почти всего XI в. Киев был единственным

Киевская школа: Особенности стиля В течение почти всего XI в. Киев был
городом Руси, где имелась строительная организация, способная возводить монументальные здания. Отдельные области были тесно связаны с Киевом также и после утраты им центрального руководящего значения (Черниговское, Волынское, Смоленское княжества), другие (Новгородское, Галицкое, Владимиро- Суздальское, Полоцкое) в результате обособления создали собственную архитектурную традицию.
В отдельных областях сформировались архитектурные традиции, отличные от киево-черниговской. Прежде всего,
это удаленные от Киева, северные области: Новгородская и Владимиро- Суздальская