Искусство стран междуречья. Месопотамия

Содержание

Слайд 2

Написать конспект в тетради по презентации и выполнить задание.

!

Написать конспект в тетради по презентации и выполнить задание. !

Слайд 3

Месопотамия Один из древнейших очагов цивилизации.  Междуречье – область только между реками Тигр

Месопотамия Один из древнейших очагов цивилизации. Междуречье – область только между реками
и Евфрат, а Месопотамия включает в себя прилегающие к рекам территории. Обе реки для Месопотамии — то же самое, что плодородный Нил для Египта. С марта по сентябрь разливаются они, увлажняют землю
Плодородные земли Двуречья уже в 4 тыс. до н.э. были заселены различными племенами.  Большинство жителей юга составляли шумеры, а севера – аккадцы. Племена шумеров пришли из южной части Центральной Европы..
В середине XIX в. в Междуречье, на территории современного Ирака, начались раскопки. Они продолжаются до сих пор.

Слайд 4

Шумеры и аккадцы – два древних народа.

История искусств стран древней Передней Азии,

Шумеры и аккадцы – два древних народа. История искусств стран древней Передней
началась на рубеже IV – III тысячелетий до н. э.

Народы, населявшие в древности этот обширный регион, одними из первых в мире основали города и государства, изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства.

Слайд 5

Шумеры проложили сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и

Шумеры проложили сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и
построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый шумерский город был со своим правителем и армией.

Слайд 6

Шумеры создали уникальную письменность – клинопись.

Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых

Шумеры создали уникальную письменность – клинопись. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на
глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне.
Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы.
 Глиняная табличка из  Шуруппака, ок. 2600 г. до н.э.

Слайд 7

Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил

Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом
писчий материал — глиняная табличка , на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.

Туппум — глиняная табличка из Шуруппака, ок. 2600 г. до н. э.

Слайд 8

Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не

Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не
было ни дерева, ни камня, большинство зданий возводили из— необожжённого кирпича.
Шумерский храм обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, которая защищала здание от наводнений. Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделывали мозаикой,
К ней вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные площадки).

Слайд 9

Самыми значительными из дошедших до наших дней построек (в небольших фрагментах) считаются

Самыми значительными из дошедших до наших дней построек (в небольших фрагментах) считаются
Белый храм и Красное здание в Уруке (3200— 3000 гг. до н. э.). Реконструкция Красного здания.

Слайд 10

Архитектура

Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. Самыми значительными из дошедших до

Архитектура Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. Самыми значительными из дошедших
наших дней  построек считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200-3000 гг. до н. э.)

реконструкция

«Белый храм» в Уруке.
Конец IV тыс. до н.э.

Слайд 11

Храм – низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором – не имело

Храм – низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором – не имело
окон.
На одной стороне помещалась статую божества, на другой - стол для жертвоприношений.

Слайд 12

До нашего времени сохранились образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия

До нашего времени сохранились образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия
до н. э.
Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант (от лат. «adore» — «поклоняться»), который представлял собой статую молящегося —
фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно

выполняли огромные глаза адорантов;
их часто инкрустировали. Инкрустация - украшение поверхности изделия кусочками камня, дерева, металла.

Слайд 13

Адора́нт 
(от лат. «восхищающийся, молящийся») — фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня, а позднее — глины, устанавливавшаяся

Адора́нт (от лат. «восхищающийся, молящийся») — фигурка человека, изготовляемая из мягких пород
в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека.

На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.

Скульптура

Слайд 14

Глиптике (греч. glyptike, от glэpho - вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и

Глиптике (греч. glyptike, от glэpho - вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных
полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. 

Прикладное искусство

Слайд 15

До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати

До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати
прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск – миниатюрный рельеф.

Получение оттиска
с резной печати

Слайд 16

Обычная форма печатей цилиндрическая, на округлой поверхности которой художники легко размещали многофигурные

Обычная форма печатей цилиндрическая, на округлой поверхности которой художники легко размещали многофигурные
композиции.
Выполненные из различных пород камней, более мягких для первой половины 3 тысячелетия до н.э. и более твердых (халцедон, сердолик, гематит и др.) для конца 3, примитивными инструментами, эти маленькие произведения искусства являются иногда подлинными шедеврами.

Слайд 17

Статуя Гудеа, правителя Лагаша . XXI в. до н. э. . Лувр,

Статуя Гудеа, правителя Лагаша . XXI в. до н. э. . Лувр,
Париж

Гудеа, правитель Лагаша
(около 2080 – 2060 гг. до н. э.,
Прославился строительством и восстановлением храмов.

Слайд 18

Шумер.
В 22 в. до н.э. правитель города и жрец Гудеа развивает

Шумер. В 22 в. до н.э. правитель города и жрец Гудеа развивает
бурное строительство. Из-за недолговечности кирпича-сырца постройки не сохранились.  В городском храме были найдены более полутора десятка каменных скульптур. Они высечены из диорита почти в натуральную величину. 

Впервые в истории Двуречья они созданы монументальными, высотой до двух метров, тщательно отполированы.  Шумеры умели скупыми, но выразительными средствами передавать величие и достоинство человека. Фигуры статичны, массивны и выполнены для фронтальной точки зрения.

Статуэтки Гудеа из Лагаша

Слайд 19

Задание ;Написать сообщение о вавилонской башне и «висячих садах» царицы Семирамиды. Которые

Задание ;Написать сообщение о вавилонской башне и «висячих садах» царицы Семирамиды. Которые
греки считали одним из семи чудес света.