Презентация Учение Платона о Государстве и праве

Содержание

Слайд 2

Плато́н (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины — 348

Плато́н (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины — 348
или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. автор двух проектов идеальных государств.

Настоящее имя — Аристокл; житель Афин; принадлежал знатному роду.
По преданию, Аристокл получил свое прозвище «Платон» от Сократа за ширину двух частей тела — груди и лба («platys» — греч. «широкий», «platos» — «ширина»).

Слайд 3

Получил обычное для знатного афинянина образование: гимнастика, грамматика, музыка, математика. Рано познакомился

Получил обычное для знатного афинянина образование: гимнастика, грамматика, музыка, математика. Рано познакомился
с философией Ге раклита, пифагорейцев. Платон много времени уделял поэзии. Ему приписываются эпические и лирические произведения, трагедии и комедии. Под его именем до нас дошло около 25 стихотворных миниатюр-эпиграмм. Однако зна комство с Сократом в 407 г. до н.э. и полное посвящение себя философии привели к тому, что Платон сжег свои поэтические произведения. С 407 г. до н.э. до смерти Сократа

Слайд 4

Кризис полисного строя: один государственный строй сменялся другим (олигархия сменялась демократией, демократия

Кризис полисного строя: один государственный строй сменялся другим (олигархия сменялась демократией, демократия
— тиранией и т.п.)
Маленькие города-государства, неспособные к прочному объединению и пребывающие в постоянных междоусобицах; рабство; физический труд презирался; расцвет афинской демократии; войны с Персией; поражение Афин в Пелопонесской войне; начался закат античной Греции; кризис системы привел к расцвету политической мысли.

Эпоха

Слайд 5

Вселенная, крупицей которой являются личность и общество (полис), подчинена единому закону, установленному

Вселенная, крупицей которой являются личность и общество (полис), подчинена единому закону, установленному
Богом (единый бог — ум-демиург, мировая душа) (подлинное познание — приобщение к мировой душе, требует интеллектуальной и нравственной подготовки).
Общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворять только совместно на основе разделения труда (полис — органическое целое, со своей структурой, функциями и интересами).

Происхождение государства.

Слайд 6

-Государство должно служить интересам всего общества, а не отдельной его части (не

-Государство должно служить интересам всего общества, а не отдельной его части (не
должны преобладать интересы какой-либо группы).
-Общее благо не предполагает равенства (Платон — сторонник сословности и жесткой социальной иерархии).
-Сопоставление человеческого организма и общества (в государстве разумное начало преобразуется в совещательное, яростное — в защитное, вожделеющее — в деловое) (в обществе эти начала воплощены в разных людях, обладающих неравными природными способностями).
-Каждое сословие должно заниматься своим делом (философы должны господствовать; воины, подчиняясь философам, должны служить защитой полису; вместе они управляют производителями).
Принадлежность к сословиям определяется происхождением (в порядке исключения возможны переводы из первого сословия во второе; из третьего — нельзя никуда).
-Осуждение крайности бедности и богатства (подрывают единство государства, не дают сформироваться общему интересу).

Слайд 7

Регламентируются все стороны жизни (социальные и экономические отношения, политический строй, материальные условия,

Регламентируются все стороны жизни (социальные и экономические отношения, политический строй, материальные условия,
семья, воспитание, культура).
Правит сословие философов (два вида аристократии — царская власть (правит один) и аристократия (правят несколько); суждение философов выше закона).

Формы государства

Диалог «Государство»

Идеальное общественное устройство (упразднение частной собственности среди первых двух сословий (должны служить общему благу); вся их жизнь должна организовываться на началах общности имуществ и коллективизма; у них нет семей (жены и дети общие); детей воспитывает государство — shpora.su)
Ограничения не распространяются на третье сословие (но за свободу частной жизни и экономической деятельности они платят бесправием — не участвуют в делах управления).

Слайд 8

Утрата нравственного совершенства — появление неправильных видов правления:
— сначала тимократия (правят честолюбцы,

Утрата нравственного совершенства — появление неправильных видов правления: — сначала тимократия (правят
распространяется частная собственность, свободных людей обращают в рабов);
— затем олигархия (увеличение богатства частных лиц; установление имущественного ценза для занятия должностей; принцип власти — деньги; усиление раскола на бедных и богатых; народ подавляют армией);
— переворот и установление демократии (изменчивая и бурная политическая жизнь; плохое управление; недостатки (уравнивание людей разного достоинства, некомпетентность, пренебрежение к знанию, к заслугам, воля случая, применение жребия при замещении должностей);
— воспользовавшись избытком свободы к власти приходит тиран (худшая форма правления, царят беззаконие, доносительство, уничтожение противников и всех людей, имеющих свое мнение.

Слайд 9

Форма государственного устройства определяется по 2 критериям:
1) по количеству правящих лиц;
2) достигают

Форма государственного устройства определяется по 2 критериям: 1) по количеству правящих лиц;
ли они цели (общее благо).

Диалог «Политик»

Слайд 10

Классификация форм правления (каждый вид в 2 вариантах — правильном и неправльном,

Классификация форм правления (каждый вид в 2 вариантах — правильном и неправльном,
могут трансформироваться друг в друга, если не достигают цели):
1) монархия ↔ тирания;
2) аристократия ↔ олигархия;
3) демократия, основанная на законе ↔ демократия, основанная на произволе.
Среди законных форм демократия наихудшая (среди форм, основанных на беззаконии — наилучшая).

Слайд 11

Диалог «Законы»

(менее совершенное политическое устройство; все разрешается жить семьями и иметь

Диалог «Законы» (менее совершенное политическое устройство; все разрешается жить семьями и иметь
в частном владении дом и участок; надел — общая собственность государства (переходит по наследству); сословий нет; граждане делятся на 4 группы в зависимости от имущественного состояния; вытеснение аристократического принципа олигархическим; переход из одной группы в другую происходит при изменении имущественного состояния; на народное собрание обязаны ходить граждане первой и второй групп (другие добровольно)).

Слайд 12

Устанавливаются пределы обогащения, исключается роскошь, запрещается владеть золотом и серебром, не допускается

Устанавливаются пределы обогащения, исключается роскошь, запрещается владеть золотом и серебром, не допускается
ростовщичество, контролируются семьи и браки, единомыслие.
Неграждане (рабы и иностранцы; рабы полностью бесправны).

Форма государства (смешение принципов монархии и демократии; во главе 37 правителей; в выборах участвуют те, кто носит оружие4 из числа правителей выделяется ночной совет (10 самых мудрых); выборный совет по 90 человек от каждой из 4 групп; народное собрание; все должностные лица избираются; кандидаты проходят предварительную проверку).
Карательные меры (смерть и изгнание — за преступления, нарушения закона, инакомыслие).

Понятие права (отличие от закона; виды права).
Платон различает правильные (установленные ради общего блага) и неправильные законы (установленные в интересах группы, захватившей власть.

Предпочтение отдается конкретным решениям царя-философа перед законом (первые более совершенные, так как законы слишком общи, чтобы охватить все многообразие явлений).

Слайд 13

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ДИАЛОГА”ЗАКОНЫ” ОТ ДИАЛОГА “ГОСУДАРСТВО”

1)Платон отказывается от коллективной собственности философов и

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ДИАЛОГА”ЗАКОНЫ” ОТ ДИАЛОГА “ГОСУДАРСТВО” 1)Платон отказывается от коллективной собственности философов
воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом

2)Деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу

3)Производственные потребности земледелия предполагается полностью обеспечить за счет рабского труда

4)Приводятся идеи смешанной формы государства и сочетание моральных методов с правовыми