Презентация на тему Русская философия социального и исторического знания

Содержание

Слайд 2

Теоретические предпосылки социальной науки
Проблема исторической закономерности
Классы как субъекты закономерной деятельности
Абстрактные и конкретные

Теоретические предпосылки социальной науки Проблема исторической закономерности Классы как субъекты закономерной деятельности
социальные общности
Философия истории славянофилов
Культурно-исторические общности (А. С. Хомяков)
Доктрина соборности
Социальная и политическая онтология
Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского
Степени развития и типы развития
Многообразие культур
Десять культурно-исторических типов
Положительные и отрицательные деятели истории
Законы культурно-исторического движения
«Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации
Философия культуры К. Н. Леонтьева
Фазы развития культур
Онтология и историософия В. С. Соловьёва
Понятие всеединства
Богочеловеческий процесс
Основные формы общечеловеческого организма
Разделение церквей и его последствия
Теократическая утопия
Концепция всеединства в русской социальной философии XX века
С. Л. Франк: соборность как основа социальности
Л. П. Карсавин: концепция «симфонической личности»
Политическая философия русского марксизма
От «класса в себе» к «классу для себя»

Слайд 3

Но идея исторической закономерности кажется внутренне противоречивой, поскольку история имеет своим предметом человеческую деятельность.

Но если

Но идея исторической закономерности кажется внутренне противоречивой, поскольку история имеет своим предметом
человеческая деятельность не подчиняется законам, историческое знание не может принять форму науки, оставаясь просто набором сведений.

Теоретические предпосылки социальной науки Проблема исторической закономерности

Отрицание свободы воли (фатализм) научность истории не спасает, так как с устранением человеческой специфики устраняется и самый предмет истории.

Признание закономерности в природе не создаёт затруднений: объекты, не обладающие волей и сознанием, легко мыслить подчинёнными законам.

Каким образом деятельность, направ- ляемая волей и сознанием, может регу- лироваться законами, по определению не зависящими от воли и сознания?

Закон – объективная, существенная, необходимая, устойчивая связь между явлениями; научное положение, отображающее такую связь.

Объективное – существующее независимо от воли и сознания субъекта (индивида).

Слайд 4

Поведение коллективных общностей можно в принципе рассматривать как объективно обусловленное без того, чтобы отрицать при

Поведение коллективных общностей можно в принципе рассматривать как объективно обусловленное без того,
этом свободу воли.

Примерами таких общностей являются общественные классы, т.е. группы людей, занимающих одинаковое место в системе общественного производства.

Теоретические предпосылки социальной науки Классы как субъекты закономерной деятельности

Существование и характеристики классов не зависят от воли и сознания членов общества, а обусловлены структурой и характером производства.

И всё же историческая закономерность мыслима, поскольку субъектами закономерной деятельности не обяза- тельно должны выступать индивиды.

В закономерности поведения социальных общностей проявляется единство значимых характеристик их индивидуальных членов.

Общественные классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства.

Слайд 5

Абстрактные и конкретные социальные общности

Абстрактная социальная общность (класс) – множество индивидов с одинаковыми свойствами.

Конкретная социальная

Абстрактные и конкретные социальные общности Абстрактная социальная общность (класс) – множество индивидов
общность (коллектив) – совокупность взаимодействующих индивидов.

Согласованность (одинаковость) поведения индивидов, принадлежащих к одному классу, обеспечивается
тождественностью свойств (характеристик или условий).

Согласованность («симфоничность») поведения индивидов, принадлежащих к одному коллективу, обеспечивается посредством особых интеграционных механизмов.

Слайд 6

Философия истории славянофилов Культурно-исторические общности (А. С. Хомяков)

Предмет истории и её действующие

Философия истории славянофилов Культурно-исторические общности (А. С. Хомяков) Предмет истории и её
лица
Жизнь всего человечества
Общности (определяемые по вероисповеданиям)
Новая парадигма исторической науки
Народные верования как исторические источники
«Поэтический инстинкт» как метод исследования
Ретроспективный метод («возвратный ход»)
Общая схема исторического процесса
«Иранство» и «кушитство»
Община и дружина
Россия и Европа
Будущее человечества и миссия России
Единение человечества на органически-духовных, а не механических (империалистических) началах

Слайд 7

Философия истории славянофилов Доктрина соборности

Соборность – «единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная

Философия истории славянофилов Доктрина соборности Соборность – «единство свободное и органическое, живое
благодать взаимной любви».

Слайд 8

Свобода в единстве

Вселенская церковь (православие)

Свобода без единства

Протестантизм

Единство без свободы

Католицизм

Философия истории славянофилов Доктрина соборности

Свобода в единстве Вселенская церковь (православие) Свобода без единства Протестантизм Единство без

Слайд 9

Философия истории славянофилов Доктрина соборности

В романизме, верно понятом, единство для христиан есть лишь

Философия истории славянофилов Доктрина соборности В романизме, верно понятом, единство для христиан
единство послушания центральной власти; это порабощение христиан доктрине, которой они не содействуют и которая должна навсегда оставаться для них чем-то внешним (так как она всецело почиет в едином главе иерархии), наконец, это узаконенное равнодушие к вере, которая окончательно сводится в подчинение вере другого. Это, очевидно, единство в смысле условном, а не в смысле христианском.

А. С. Хомяков. «Ещё несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях».

Слайд 10

Философия истории славянофилов Доктрина соборности

В протестантстве свобода для целой общины есть свобода постоянного колебания,

Философия истории славянофилов Доктрина соборности В протестантстве свобода для целой общины есть
свобода, всегда готовая взять назад приговоры, ею же произнесённые накануне... Для отдельного же лица… свобода есть или свобода сомнения, проявляющаяся в том, кто, зная себя, сознаёт свою немощь, или свобода нелепой веры в себя, проявляющаяся в том, кто творит себе кумир из своей гордости. В том и другом виде это, пожалуй, тоже свобода, но… свобода в смысле политическом, но не в смысле христианском.

А. С. Хомяков. «Ещё несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях».

Слайд 11

Философия истории славянофилов Доктрина соборности

Единство истинное, внутреннее, плод и проявление свободы, единство, которому основанием

Философия истории славянофилов Доктрина соборности Единство истинное, внутреннее, плод и проявление свободы,
служит не научный рационализм и не произвольная условность учреждения, а нравственный закон взаимной любви и молитвы, единство, в котором, при всём различии в степени иерархических полномочий на совершение таинств, никто не порабощается, но все равно призываются быть участниками в общем деле, словом единство по благодати Божией, а не по человеческому установлению, – таково единство Церкви.

А. С. Хомяков. «Ещё несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях».

Слайд 12

Философия истории славянофилов Социальная и политическая онтология

... Когда мы говорим, что народ действует, мыслит,

Философия истории славянофилов Социальная и политическая онтология ... Когда мы говорим, что
чувствует, мы выражаемся отвлечённо: собственно действуют, чувствуют, мыслят единицы, лица, его составляющие. Таким образом, личность, сознающая сама по себе своё бесконечное, безусловное достоинство, – есть необходимое условие всякого духовного развития народа.

К. Д. Кавелин. «Взгляд на юридический быт древней России».

Слайд 13

Философия истории славянофилов Социальная и политическая онтология

… Мы никак не можем понять того логического

Философия истории славянофилов Социальная и политическая онтология … Мы никак не можем
процесса, посредством которого из германского начала, предоставленного самому себе, из одной идеи личности может возникнуть иное общество, кроме искусственной условной ассоциации? Каким образом начало разобщающее обратится в противоположное начало примирения и единения?

Ю. Ф. Самарин. «О мнениях “Современника”, исторических и литературных».

Слайд 14

Философия истории славянофилов Социальная и политическая онтология

Самобытность (национализм)

Универсализм (космополитизм)

Социокультурная ориентация

Вера и религия

Разум и

Философия истории славянофилов Социальная и политическая онтология Самобытность (национализм) Универсализм (космополитизм) Социокультурная
наука

Духовная ориентация

Органическое развитие

Общественный договор

Политическая онтология

Культура как продукт стихийного развития

Культура как сознательное творчество

Социальная онтология

Славянофилы

Западники

Слайд 15

Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского

П. Я. Чаадаев. «Философические письма».

Теория культурно-исторических типов

Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского П. Я. Чаадаев. «Философические письма». Теория
Данилевского – первый значительный вклад России в мировую философию.

Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума...

Слайд 16

Теория культурно-исторических типов Степени развития и типы развития

В основе универсалистской парадигмы лежит

Теория культурно-исторических типов Степени развития и типы развития В основе универсалистской парадигмы
логически не корректное деление истории на периоды: древность, средневековье, новое время.
Рубежи, отделяющие один период от другого, не имели общечеловеческого значения.
В истории каждой цивилизации выделяются свои фазисы развития: свои «древность», «средневековье» и «новое время».
Между последними больше общего, чем между ними и соответствующими периодами других цивилизаций.
Деление истории по степеням развития не исчерпывает всего богатства её содержания.

Слайд 17

Теория культурно-исторических типов Многообразие культур

Культура не универсальна (западная – в том числе).
Совокупное

Теория культурно-исторических типов Многообразие культур Культура не универсальна (западная – в том
человечество не есть реальный субъект истории, но лишь абстрактная идея.
Разнообразие, а не единообразие – закон и условие прогресса.

Слайд 18

Теория культурно-исторических типов Многообразие культур

Дабы поступательное движение вообще не прекратилось в жизни всего человечества,

Теория культурно-исторических типов Многообразие культур Дабы поступательное движение вообще не прекратилось в
необходимо, чтобы, дойдя в одном направлении до известной степени совершенства, началось оно с новой точки исхода и шло по другому пути, т. е. надо чтобы вступили на поприще деятельности другие психические особенности, другой склад ума, чувств и воли, которыми обладают только народы другого культурно-исторического типа.

Н. Я. Данилевский. «Россия и Европа».

Слайд 19

Теория культурно-исторических типов Многообразие культур

Прогресс <…> состоит не в том, чтобы идти все

Теория культурно-исторических типов Многообразие культур Прогресс состоит не в том, чтобы идти
в одном направлении (в таком случае он скоро бы прекратился), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтоб она представляла высшую точку развития, в сравнении с её предшественницами или современницами, во всех сторонах развития.

Н. Я. Данилевский. «Россия и Европа».

Слайд 20

Теория культурно-исторических типов Десять культурно-исторических типов

Египетский
Китайский
Древнесемитский
Индийский
Иранский
Еврейский
Греческий
Римский
Аравийский
Романо-германский
Мексиканский
Перуанский
Славяно-русский

Теория культурно-исторических типов Десять культурно-исторических типов Египетский Китайский Древнесемитский Индийский Иранский Еврейский

Слайд 21

Теория культурно-исторических типов Положительные и отрицательные деятели истории

Положительные деятели истории (самобытные цивилизации)
Отрицательные

Теория культурно-исторических типов Положительные и отрицательные деятели истории Положительные деятели истории (самобытные
деятели истории (народы-разрушители)
Народы, не достигшие исторической индивидуальности

Слайд 22

Теория культурно-исторических типов Законы культурно-исторического движения

Языковое родство как критерий и основа самобытного

Теория культурно-исторических типов Законы культурно-исторического движения Языковое родство как критерий и основа
культурно-исторического типа.
Политическая независимость как условие развития самобытного культурно-исторического типа.
Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа.
Цивилизация достигает полноты развития, когда составляющие её этнографические элементы не поглощены одним политическим целым, а составляют политическую систему государств.
Развитие цивилизаций подобно жизни многолетних одноплодных растений, у которых продолжительный период роста сменяется коротким (и никогда не повторяющимся) периодом расцвета.

Слайд 23

Теория культурно-исторических типов «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации

Цилизации не бывают «лучше» или «хуже»

Теория культурно-исторических типов «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации Цилизации не бывают «лучше» или
– они просто разные.
Цивилизации различаются преимущественным развитием какой-то одной стороны культуры:
еврейская цивилизация – преимущественно религиозная,
греческая – преимущественно эстетическая,
римская – преимущественно политико-правовая.
Европейцы расширили область культурного творчества, создав «двуосновную» цивилизацию – научно-промышленную.
Грядущая славяно-русская цивилизация будет – впервые в истории – полной «четырёхосновной»: Россия призвана решить и социально-экономический вопрос, который в Европе остался неразрешённым.

Слайд 24

Философия культуры К. Н. Леонтьева Фазы развития культур

Все культуры подчинены общему закону циклического

Философия культуры К. Н. Леонтьева Фазы развития культур Все культуры подчинены общему
развития, согласно которому всё развивающееся проходит через три периода:
«первичной простоты»,
«цветущей сложности»,
«вторичного смесительного упрощения».

Слайд 25

Онтология В. С. Соловьёва Понятие всеединства

Достойное, идеальное бытие требует одинакового простора для целого и

Онтология В. С. Соловьёва Понятие всеединства Достойное, идеальное бытие требует одинакового простора
для частей, следовательно, это не есть свобода от особенностей, а только от их исключительности. Полнота этой свободы требует, чтобы все частные элементы находили себя друг в друге и в целом, каждое полагало себя в другом и другое в себе, ощущало в своей частности единство целого и в целом свою частность, – одним словом, абсолютная солидарность всего существующего, Бог – всё во всех.

В. С. Соловьёв. «Общий смысл искусства».

Слайд 26

Онтология В. С. Соловьёва Понятие всеединства

Онтология В. С. Соловьёва Понятие всеединства

Слайд 27

Онтология В. С. Соловьёва Понятие всеединства

Всеединство есть категория онтологии, обозначающая принцип внутренней формы совершенного единства

Онтология В. С. Соловьёва Понятие всеединства Всеединство есть категория онтологии, обозначающая принцип
множества, согласно которому все элементы такого множества тождественны между собой и тождественны целому, но в то же время не сливаются в неразличимое и сплошное единство, а образуют особый полифонический строй, «трансрациональное единство раздельности и взаимопроникнутости», как сформулировал С. Л. Франк.

С. С. Хоружий

Слайд 28

Онтология В. С. Соловьёва Понятие всеединства

Онтология В. С. Соловьёва Понятие всеединства

Слайд 29

В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу от

В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу от
менее совершенного к более совершенному – всей исторической драме.
«Загадкой для разума» является отнюдь не идеальный, ясный космос, а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий.
Однако этот мир предполагает мир идеальный как свою норму и критерий оценки:
мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущей истине,
не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра,
не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте.
Поскольку он носит в себе идеалы истины, добра и красоты, человек оказывается посредствующим звеном между миром идеальным и земным.

Историософия В. С. Соловьёва Богочеловеческий процесс

Слайд 30

Историософия В. С. Соловьёва Основные формы общечеловеческого организма

Экономическое общество (земство)

Положительная наука

Техническое творчество

Историософия В. С. Соловьёва Основные формы общечеловеческого организма Экономическое общество (земство) Положительная

Материальная степень

Политическое общество (государство)

Отвлечённая философия

Изящное художество

Формальная степень

Духовное общество (церковь)

Теология

Мистика

Абсолютная степень

Сфера практической деятельности

Сфера знания

Сфера творчества

Слайд 31

Историософия В. С. Соловьёва Разделение церквей и его последствия

Положительный смысл истории заключается в

Историософия В. С. Соловьёва Разделение церквей и его последствия Положительный смысл истории
свободном вхождении человечества в церковь и в свободном оцерковлении человечества.
Но этот положительный смысл был нарушен разделением церквей (церковь может быть лишь вселенской), что привело к духовному оскудению отдельных церквей и отделению культуры светской от культуры духовной: культура стала безбожной, а церковь стала чуждаться культуры.
Следствиями отрыва светской культуры от духовной стали:
отрыв интеллектуального просвещения от абсолютных оснований бытия;
отрыв свободы от истины как её положительной цели;
отрыв знания от жизни;
разрыв между Востоком и Западом («бесчеловечный Восток» и «безбожный Запад»);
разрыв между национальным и вселенским;
разрыв между классовым, сословным и общечеловеческим.
В результате весь социальный прогресс последних веков обязан своим существованием почти исключительно неверующим; историческая же церковь взяла сторону реакции и тормозила этот прогресс, как только могла.

Слайд 32

Историософия В. С. Соловьёва Теократическая утопия

Запад и Восток могут быть соединены лишь третьей

Историософия В. С. Соловьёва Теократическая утопия Запад и Восток могут быть соединены
силой, свободной от их крайностей. Такой силой должна стать Россия.
Россия обязана своим величием «силе самоотречения русского народа»:
славянские племена не побоялись призвать чужую власть – варягов;
принять чужую веру – византийское православие;
осознать собственную отсталость и приобщиться чужой – западной – культуре.
Теперь от России требуется четвёртый акт самоотречения – признание главенства римского папы во имя восстановления единства церкви.
Союз римского папы и русского царя должен стать институциональной гарантией «богочеловеческого процесса».

Слайд 33

Концепция всеединства в русской социальной философии XX века

С. Н. Трубецкой (1862-1905)

С. Л. Франк (1877‑1950)

Н. О. Лосский (1870-1965)

Л. П. Карсавин (1882-1952)

Концепция «симфонической личности»

Теория иерархического персонализма

Соборность как основа социальности

Учение о соборности сознания

Концепция всеединства в русской социальной философии XX века С. Н. Трубецкой (1862-1905)

Слайд 34

Внешняя сфера социальности («общественности») основывается на «соборности» – первичной солидарной слитности индивидуальных

Внешняя сфера социальности («общественности») основывается на «соборности» – первичной солидарной слитности индивидуальных
“я” во всеобъемлющем “мы”.

“Мы” не есть просто множественное число от “я” (в своём основном и первичном смысле “я” вообще не может иметь множественного числа) – “мы” есть единство “я” и “ты” (“вы”).

“Мы” есть, следовательно, некая первичная категория социального бытия (столь же первичная как и “я”), в которой преодолевается вечная противопоставленность “я” и “ты”.

Соборное “мы” есть непосредственное отражение Всеединства в социальной жизни.

Социальная философия С. Л. Франка Соборность как основа социальности

«Мы» – не имя класса, элементами которого являются многие «я», а конкретная общность.

Слайд 35

Философия истории Л. П. Карсавина Концепция «симфонической личности»

Человечество
Культуры
Народы
Сословия
Роды
Семьи

Социальные эфемериды
Периодические личности
Постоянные личности

Самодовлеющие личности
Функциональные личности

Философия истории Л. П. Карсавина Концепция «симфонической личности» Человечество Культуры Народы Сословия

Слайд 36

Политическая философия русского марксизма От «класса в себе» к «классу для себя»

Рабочий класс

Политическая философия русского марксизма От «класса в себе» к «классу для себя»
сам по себе способен выработать лишь тред-юнионистское сознание; т.е. он способен вести классовую борьбу лишь в рамках капитализма – за улучшение условий труда и т.п.

Выйти за эти рамки, начать борьбу за уничтожение самого капиталистического строя, т.е. выполнить свою историческую миссию «могильщика капитализма», рабочий класс может лишь при условии, что он станет действовать как единое организованное целое.

Организовать и повести его на борьбу может лишь «революционный авангард», основу которого составляет революционная интеллигенция, владеющая научной теорией исторического развития и классовой борьбы.

«Класс в себе»

«Класс для себя»