Русская философия

Содержание

Слайд 2

План изучения темы:

Особенности и характерные черты русской философии.
Периодизация русской философиии.
Характеристика основных

План изучения темы: Особенности и характерные черты русской философии. Периодизация русской философиии.
идей русских философов.

Слайд 3

На формирование и развитие русской философии оказали влияние:

православная религия,
острота социального
вопроса

На формирование и развитие русской философии оказали влияние: православная религия, острота социального
в стране,
особенности геокультурного
расположения России в мире,
национальное самосознание
и другие обстоятельства.

Слайд 4

Русская философия отличается от остальных типов философии своим предметом, методами и целями.

Русская философия отличается от остальных типов философии своим предметом, методами и целями.
Она не "вписывается" в исторический ряд западноевропейской философии. Предметом русской философии является «русская идея» (размышления о том, что есть Россия и каково её предназначение в мировой истории).

Слайд 5

Характерные черты и предмет русской философии

Проблема человека;
Космизм (восприятие космоса как единого целостного

Характерные черты и предмет русской философии Проблема человека; Космизм (восприятие космоса как
организма);
мораль и нравственность;
Спор русской интеллигенции в середине XIX века между славянофилами и западниками);
Проблема власти;
Проблема государства;
Проблема социальной справедливости;
Проблема идеального общества;
Проблема будущего.

Слайд 6

ПЕРИОД КИЕВСКОЙ РУСИ

Вместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих отцов

ПЕРИОД КИЕВСКОЙ РУСИ Вместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих
церкви, византийских богословов.
Попыткой продолжить богословские труды византийцев был труд киевского
митрополита Иллариона
«Слово о законе и благодати» XI век

Слайд 7

«Слово о законе и благодати»

Учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи

«Слово о законе и благодати» Учение о смене в мировой истории ветхозаветной
закона эпохой благодати.
О нравственной ответственности человека
О включении России в общемировой процесс торжества «истины и благодати»

Слайд 8

Период Московского царства «Москва – третий Рим»

Взгляд на московское государство как наследника исторической

Период Московского царства «Москва – третий Рим» Взгляд на московское государство как
роли Византии. Идея выражена в словах игумена псковского монастыря Филофея:

«…внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать.»
Из обращения Филофея
к великому князю Василию III.

Слайд 9

XVII век – обособление философии от богословия.

Начало преподавания философских курсов в учебных

XVII век – обособление философии от богословия. Начало преподавания философских курсов в
заведениях нового типа :
Киево-Могилянской академии и
Славяно-греко-латинской академии

Слайд 10

XVIII век – интеллектуальный центр «ученая дружина Петра».

Ф.Прокопович
В.Татищев
И.Посошков
А.Кантемир

XVIII век – интеллектуальный центр «ученая дружина Петра». Ф.Прокопович В.Татищев И.Посошков А.Кантемир

Слайд 11

Феофан Прокопович

Был одним из первых в России философов – деистов (природа, созданная

Феофан Прокопович Был одним из первых в России философов – деистов (природа,
Богом, затем начинает самостоятельное развитие);
Развитие практических наук надо поощрять.

Слайд 12

В.Н.Татищев «История Российская с самых древнейших времен».

Стремление подняться над фактологическим изложением событий;
Основой

В.Н.Татищев «История Российская с самых древнейших времен». Стремление подняться над фактологическим изложением
общественных изменений считал «силу человеческого разума»;
Бытие народов рассматривал по аналогии с жизнью человека.

Слайд 13

А.Кантемир – автор философско-сатирических стихов и притч.

Особое внимание уделял проблемам нравственности

А.Кантемир – автор философско-сатирических стихов и притч. Особое внимание уделял проблемам нравственности
– «я в своем хотении волен и тем подобен Богу», т.е. человек полностью ответственен за свои поступки.

Слайд 14

Век Просвещения (XVIII в.):

М.В.Ломоносов
Центром философской мысли становится Московский университет
Философский факультет должен

Век Просвещения (XVIII в.): М.В.Ломоносов Центром философской мысли становится Московский университет Философский
быть обязательной
2-х годичной начальной ступенью.

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Слайд 15

М.В.Ломоносов

Заложил основу материалистической традиции.
Придерживался идей и принципов античного атомизма.
Материальным телам присуще движение

М.В.Ломоносов Заложил основу материалистической традиции. Придерживался идей и принципов античного атомизма. Материальным
- вращательное, поступательное и колебательное.

Слайд 16

Философские искания XIX века

П. Чаадаев стоял у истоков западничества
«Философические письма»
Основные идеи:
Россию спасет

Философские искания XIX века П. Чаадаев стоял у истоков западничества «Философические письма»
лишь сближение с Западом.
Революционное движение пагубно для России.

Слайд 17

ЗАПАДНИКИ.

Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по

ЗАПАДНИКИ. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по
западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество, сторонники реформ и конституционного преобразования государственного строя.
Главные представители:
А. И. Герцен.,
Т. Н. Грановский,
К. Д. Кавелин,
П. Я. Чаадаев и др.

Слайд 18

СЛАВЯНОФИЛЫ

выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая

СЛАВЯНОФИЛЫ выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России,
ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам.
Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п.

Главные представители:
И. С. и К. С. Аксаковы,
И. В. и П. В. Киреевские,
А. С. Хомяков и др.

Слайд 19

Религиозная философия: B.C. Соловьев (1853 – 1900гг)

«философия всеединства»
(мировая целостность и гармония);
мир

Религиозная философия: B.C. Соловьев (1853 – 1900гг) «философия всеединства» (мировая целостность и
создан Творцом, динамичен и
непрерывно развивается;
идеал общественного устройства –
свободная теократия;
мысль о свободе и бессмертии
человека, его высоком космическом
призвании (богочеловек).

Слайд 20

Исходное понятие его учения – категория всеединства : смысл существования всего живого

Исходное понятие его учения – категория всеединства : смысл существования всего живого
на Земле – стремление к соединению с Божественным логосом

Слайд 21

Три культуры олицетворяют историю: мусульманский восток (символ - господин и рабы);
запад

Три культуры олицетворяют историю: мусульманский восток (символ - господин и рабы); запад
(эгоизм),
а примирить их крайности должна третья сила – Россия.

Слайд 22

Философская мысль XIXвека представлена не только в академических формах, но и в

Философская мысль XIXвека представлена не только в академических формах, но и в
литературе

Л.Н. Толстой
(1828-1910)

Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия. Проповедь непротивления злу насилием.

Слайд 23

Ф.М. Достоевский
(1821-1881)

В обществе Достоевский приобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался как проповедник и

Ф.М. Достоевский (1821-1881) В обществе Достоевский приобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался как
учитель. В речи на открытии памятника Пушкину в Москве (1880) он говорил о «всечеловечности» как высшем выражении русского идеала, которому необходимо «всемирное счастье».

Слайд 24

Роман «Идиот», задачу которого Достоевский видел в «изображении положительно прекрасного человека». Идеальный

Роман «Идиот», задачу которого Достоевский видел в «изображении положительно прекрасного человека». Идеальный
герой князь Мышкин, «Князь-Христос», «пастырь добрый», олицетворяющий собой прощение и милосердие, с его теорией «практического христианства», не выдерживает столкновения с ненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие. Его гибель — приговор миру.
Роман «Преступление и наказание». Нравственная драма Раскольникова, «убийцы-теоретика», современного Наполеона. Крах попытки стать «властелином судьбы», подняться над «тварью дрожащею» и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных — философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х гг.

Слайд 25

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПУТЬ РОССИИ : ПРОДОЛЖЕНИЕ СПОРОВ

Н.А.Бердяев
С.Н.Булгаков
П.А.Флоренский

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПУТЬ РОССИИ : ПРОДОЛЖЕНИЕ СПОРОВ Н.А.Бердяев С.Н.Булгаков П.А.Флоренский

Слайд 26

В центре внимания – вопрос о цивилизационной принадлежности России (XXвек)

Евразийство –

В центре внимания – вопрос о цивилизационной принадлежности России (XXвек) Евразийство –
одно из философских течений 20-го века;
Россия – Евразия, срединный материк, особый исторический и этнографический мир;
Эпоха господства Запада должна смениться лидерством Евразии (антизападные настроения сближали евразийцев и славянофилов);
Н.А.Бердяев видел Россию ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов, отсюда – несчастная историческая судьба.

Слайд 27

Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948)

наиболее крупный представитель русской идеалистической
философии

Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) наиболее крупный представитель русской идеалистической философии
ХХ в.
Сам Бердяев определял свою философию как “философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую...”.

Противоположность между духом и природой является главной. Дух — это субъект, творчество, природа — неподвижность и пассивная длительность, объект.

Слайд 28

Человек, согласно Бердяеву, по своей природе существо общественное, история — это способ

Человек, согласно Бердяеву, по своей природе существо общественное, история — это способ
его жизни, поэтому Бердяев уделяет большое внимание философии истории.

Историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы

Слайд 29

Одна из важнейших в философии Бердяева — категория свободы. Свобода, по его

Одна из важнейших в философии Бердяева — категория свободы. Свобода, по его
мнению, не была сотворена Богом. вследствие этого Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей и лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром.

Он выделяет два вида свободы: первичная иррациональная свобода, которая обусловливает гордыню духа, что в результате приводит к рабству личности в обществе, где человек должен следовать моральным нормам , тем самым реальной свободы нет; и “вторая свобода, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.

Слайд 30

Россия по своему географическому и духовному положению находится между Востоком и Западом,

Россия по своему географическому и духовному положению находится между Востоком и Западом,
и русскому менталитету свойственно совмещение противоположных начал: деспотии и анархии, национализма и универсального духа, склонной к “всечеловечности”, сострадательность и склонность причинять страдания.

Слайд 31

Н. А. Бердяев - наиболее яркий представитель русского экзистенциализма. В начале своего

Н. А. Бердяев - наиболее яркий представитель русского экзистенциализма. В начале своего
пути Бердяев придерживался марксистских взглядов, участвуя в антиправительственных демонстрациях . Однако вскоре молодой философ и мыслитель отошел от марксизма, став одним из наиболее обстоятельных критиков этого учения.

Слайд 32

ЛОСЕВ Алексей Федорович [1893-1988], русский философ, историк философии и эстетики, филолог.

«Философия

ЛОСЕВ Алексей Федорович [1893-1988], русский философ, историк философии и эстетики, филолог. «Философия
имени». Для Лосева имя было особым местом встречи «смысла» предметного бытия. Все в мире, включая и мертвую природу, есть смысл, и поэтому философия природы и философия духа объединяются в философии имени как самообнаружении смысла.

Слайд 33

Имя в своем законченном выражении понималось как «идея», улавливающая и очерчивающая «эйдос»,

Имя в своем законченном выражении понималось как «идея», улавливающая и очерчивающая «эйдос»,
существо предмета. Наибольшую полноту и глубину имя обретает, когда охватывает и сокровенный «мистический» слой бытия, когда раскрывается как миф, который является не вымыслом, а, напротив, последней полнотой, самораскрытием и самопознанием реальности. Философия имени, по Лосеву, совпадает с диалектикой самопознания бытия и философией вообще, т. к. имя, понятое онтологически, является вершиной бытия, достигаемой в его имманентном самораскрытии.