Античная философия. Тема 2

Содержание

Слайд 2

Аристотель

Аристотель —древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335-4 г. до н. э.основал Ликей

Аристотель Аристотель —древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. —
(др.-греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Слайд 3

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого
развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Слайд 4

Философское учение Аристотеля

Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и

Философское учение Аристотеля Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание
«поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же — теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве). Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.

Слайд 5

Учение о четырёх причинах 
В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах

Учение о четырёх причинах В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение
всего сущего. Причины эти таковы:
1.Материя— «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий):воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
2.Форма— «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
3.Действующая, или производящая причина— «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
4.Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

Слайд 6

Категории философии

Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие

Категории философии Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие
свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.

Слайд 7

С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени:

субстанциональная — рассматривает пространство и

С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени: субстанциональная — рассматривает
время как самостоятельные сущности, первоначала мира.
реляционная — рассматривает существования материальных объектов.

Слайд 8

Этические взгляды

Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как особой предметной области знания

Этические взгляды Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как особой предметной области
и для выделения самого этого знания науки Аристотель ввёл термин «этика». Отталкиваясь от слова «этос» Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.

Слайд 9

Космология Аристотеля

Аристотель вслед за Евдоксомучил, что Земля, являющаяся центром Вселенной, шарообразна. Доказательство шарообразности Земли Аристотель

Космология Аристотеля Аристотель вслед за Евдоксомучил, что Земля, являющаяся центром Вселенной, шарообразна.
видел в характере Лунных затмений, при которых тень, бросаемая Землёй на Луну, имеет по краям округловатую форму, что может быть только при условии шарообразности Земли. Ссылаясь на утверждения ряда античных математиков, Аристотель считал окружность Земли равной 400 тыс. стадий. Аристотель кроме того первым доказал шарообразность и Луны на основе изучения её фаз. Его сочинение «Метеорология» явилось одной из первых работ по физической географии.

Слайд 10

Шарообразны и небесный свод и все небесные светила. Однако доказывал эту мысль

Шарообразны и небесный свод и все небесные светила. Однако доказывал эту мысль
Аристотель неправильно, исходя из телеологической идеалистической концепции. Шарообразность небесных светил Аристотель выводил из того ложного взгляда, что т. н. «сфера» является наиболее совершенной формой.

Слайд 11

Идеализм Аристотеля получает в его учении о мирах окончательное оформление:

«Подлунный мир», то есть область

Идеализм Аристотеля получает в его учении о мирах окончательное оформление: «Подлунный мир»,
между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место. Над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня.

Слайд 12

«Надлунный мир», то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных

«Надлунный мир», то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных
звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого, совершеннейшего элемента — эфира.