Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре

Слайд 2

Генрих Риккерт (25 мая 1863 г., Данциг, Пруссия — 25 июля1936 г.,

Генрих Риккерт (25 мая 1863 г., Данциг, Пруссия — 25 июля1936 г.,
Гейдельберг, Третий рейх) - немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства.
1885 г. - изучал философию изучал в Страсбурге;
1889 г. - защитил диссертацию во Фрайбургском университете, стал там приват-доцентом;
1896 г. - стал ординарным профессором Фрайбургского университета;
1916 г. - был приглашен в университет Гейдельберга в качестве преемника своего первого учителя Виндельбанда (работал до 1932 г., после чего ушёл на пенсию).

Генрих Риккерт

Слайд 3

Основные труды

Основные труды

Слайд 4

название самостоятельных областей научного знания, разделенных по принципу логического дуализма в немецкой

название самостоятельных областей научного знания, разделенных по принципу логического дуализма в немецкой
философии на рубеже 19 и 20 веков неокантианцами.

Что такое «науки о природе и науки о культуре»?

Слайд 5

Продукты природы и продукты культуры

Продукты природы

Продукты культуры

Продукты природы и продукты культуры Продукты природы Продукты культуры

Слайд 6

природа - совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и

природа - совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и
предоставлено собственному росту;
культура - то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности.

Определение понятий «природа» и «культура»

Слайд 7

Отличия между науками о природе и науками о культуре

Науки о природе

Науки о

Отличия между науками о природе и науками о культуре Науки о природе
культуре

получение объективного знания о внешней действительности;
знание основано на законах причинности;
ориентированы на познание общих, повторяющихся (закономерных) черт изучаемого явления и группируются вокруг одной основной науки – механики.

сосредоточены на познании частных, индивидуальных, неповторимых особенностей;
пытаются реконструировать исторические образования по телеологическому принципу;
не существует какой-либо определенной основной науки.

Слайд 8

В объектах культуры заложены ценности – блага.
Явления природы не являются благами, они

В объектах культуры заложены ценности – блага. Явления природы не являются благами,
находятся вне связи с ценностями.
Если от объекта культуры отнять всякую ценность, то он станет частью простой природы.

Категория ценности

Слайд 9

мы должны допустить если не существование окончательно уже достигнутого знания о том,

мы должны допустить если не существование окончательно уже достигнутого знания о том,
что именно является ценностью, то все же значимость объективных ценностей и возможность по крайней мере постепенного приближения к их познанию;
единство и объективность наук о культуре обусловлены единством и объективностью нашего понятия культуры, а последние, в свою очередь, единством и объективностью ценностей, устанавливаемых нами.

Выводы Риккерта