Философия Гераклита из Эфеса (Эфесского)

Содержание

Слайд 2

ГЕРАКЛИ́Т ЭФЕ́ССКИЙ 

(др.-греч. Ἡράκλειτος ὁ Ἐφέσιος, 544—483 гг. до н. э.) — древнегреческий философ. Основатель первой исторической или первоначальной

ГЕРАКЛИ́Т ЭФЕ́ССКИЙ (др.-греч. Ἡράκλειτος ὁ Ἐφέσιος, 544—483 гг. до н. э.) —
формы диалектики. Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный (у Аристотеля — др.-греч. ὁ σκοτεινός λεγόμενος Ἡράκλειτος), и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения.

Слайд 3

Целостных произведений Гераклита сегодняшний день исследователи не имеют.
Известно, что ему принадлежал

Целостных произведений Гераклита сегодняшний день исследователи не имеют. Известно, что ему принадлежал
произведение под общим названием «О природе», которая делилась на три части: «О Вселенной»,
«О государстве»,
«О божество».

Слайд 4

Собственно произведений Гераклита мы не имеем — не пришли цельные тексты. Из

Собственно произведений Гераклита мы не имеем — не пришли цельные тексты. Из
различных источников сохранилось и засвидетельствовано более ста фрагментов и отрывков (126 действительных и 15 сомнительных). Предполагается, что философ не имел целостного произведения, а лишь определенные записаны высказывания. Однако более поздние философы и доксографы настаивают на существовании именно книг с уже упоминавшимися названиями (А. Т., С. 15).

Слайд 5

Изложение содержания творчества Гераклита большинство исследователей безусловно начинают с выяснения особенностей стиля

Изложение содержания творчества Гераклита большинство исследователей безусловно начинают с выяснения особенностей стиля
философа. Приведем характерные его черты, которые в определенной степени обобщают все имеющиеся предложения исследователей наследия:

Слайд 6


Фрагменты книг Гераклита отличаются оригинальностью содержания, краткости изложения, вполне вероятно

Фрагменты книг Гераклита отличаются оригинальностью содержания, краткости изложения, вполне вероятно — в
— в образной и афористической форме. Отсюда пытаются выводить причины сложного осознание читателями произведений, а затем — «темноты» философичности Гераклита

Слайд 7


Помощь «темноты» стиля Гераклита тесно связано не только с формой изложения, но

Помощь «темноты» стиля Гераклита тесно связано не только с формой изложения, но
и со смыслом. Философ, пытаясь словесно воспроизвести обозримую ему истину, пользовался сочетанием противоречивых, противоположных по значению понятий. Этим приемом он намеревался отразить противоречивую сущность уже самих вещей, предметов объективного мира.
Стиль, которым пользовался Гераклит, и который имел своеобразный характер торжества, называется «иератическое» (стиль жрецов и религиозных деятелей).
По логико — филологическими особенностями стиль философа определяют как «антитетично», когда противопоставляются отдельные слова и предложения.
Безусловным причиной «темноты» стиля определяют также особенности мировоззрения философа, его личностные черты.

Слайд 8

По определению Аристотеля Гераклит принадлежал к так называемым первым «философов природы» —

По определению Аристотеля Гераклит принадлежал к так называемым первым «философов природы» —
натурфилософов, или «фисиологив». Понятно, что вопрос натурфилософии составляют сердечную звено в наследстве философа.

Слайд 9

Однако у Гераклита мы уже наблюдаем преобладание черт «философа — товарища мудрости»,

Однако у Гераклита мы уже наблюдаем преобладание черт «философа — товарища мудрости»,
а не ученого естествоиспытателя. На первый план у мыслителя выступает не счет, НЕ измерения, НЕ геометрия, не универсальны ремесло, а исследования умственных способностей, космоса, закона.
Таким стихийным материальным космотворчим элементом у Гераклита возникает Огонь, противоречивая в себе сущность, постоянно меняющееся и преходящее собственными проявлениями первоначала. 

Слайд 10

Для фактора такой всеобщей изменяемости и вечной материи Гераклит пытается найти диалектическое

Для фактора такой всеобщей изменяемости и вечной материи Гераклит пытается найти диалектическое
объяснение.
Космос в целом и все, что находится в нем философ объявляет видоизменением первоогня, следствием его сгущения и разрежения

Слайд 11

«Огонь» переходит в противоположные стихии. Именно он является вещественным носителем всеобщей текучести

«Огонь» переходит в противоположные стихии. Именно он является вещественным носителем всеобщей текучести
и изменений. Его «жизнью» является сгорания, угасание, постепенное превращение в воздух, воду, землю (пепел). Однако эти элементы являются исключительно мертвыми стихиями по первоогня, их жизнь определяется лишь переходом в свою противоположность:
«1) Огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью, земля — воды;
2) Огня смерть — воздуха рождения, и воздуха смерть — воды рождения;
3) С земли вода рождается и с воздуха — огонь и наоборот» (А. Т., С. 98, Ф -76).

Слайд 12

Одновременно с фисиологичною направленностью учения, Гераклит огня жизненной силы, которая больше напоминает

Одновременно с фисиологичною направленностью учения, Гераклит огня жизненной силы, которая больше напоминает
креативную духовную свойство.
Огонь насыщает «душой» все вещи, которые возникают с огня, таким образом, сплошь весь Космос выступает как одушевленное действительность: «Если бы Солнца не было, несмотря на другие звезды, была бы ночь» (А. Т., С. 115, Ф- 99).
Именно в этой композиции смыслов Гераклит уподоблюе Солнце с Логосом (Словом), учение о котором имеет такое же важное значение для его философии, как и учение об огне. Большинство исследователей соглашаются на том, что именно Гераклит применил это слово в качестве философского термина.

Слайд 13

Гераклит — один из первых древнегреческих философов, кто стал рассматривать вопрос познания

Гераклит — один из первых древнегреческих философов, кто стал рассматривать вопрос познания
как основополагающее задача философа и философии. Он четко отмечает трудности, которые сопровождают человека в познании, подчеркивает неисчерпаемость предмета изучения: «Большинство не понимает того, с чем сталкивается, даже научившись, однако, что-то думает» (А. Т., С. 56, Ф -17)