Введение в онтологию

Содержание

Слайд 2

При всем многообразии изменений что-то все-таки остается постоянным и неизменным.
Мир представляется

При всем многообразии изменений что-то все-таки остается постоянным и неизменным. Мир представляется
нам как единая, целостная система, существование которой основано на определенных закономерностях.
Философы всех времен пытались уяснить, что представляет собой эта основа, которая позволяет всем предметам существовать, взаимодействовать, соединяться и исчезать.
Эту основу выражает понятие «бытие» как некий синтез качества.

Слайд 3

Парменид из Элеи

Зенон Элейский

Гераклит Эфесский

Парменид из Элеи Зенон Элейский Гераклит Эфесский

Слайд 5

Чем характеризуются атомы в учении Демокрита?
Почему Демокрит считал, что атомы огня шарообразные?
3.

Чем характеризуются атомы в учении Демокрита? Почему Демокрит считал, что атомы огня
Какими свойствами (признаками) характеризуются атомы-монады в учении Лейбница?
4. Объясните суть идеи Г. Лейбница о «предустановленной гармонии» между монадами.
5. Охарактеризуйте позицию реализма в споре об универсалиях.
6. Охарактеризуйте позицию номинализма в споре об универсалиях.
7. Что такое «принцип дополнительности» и «принцип неопределенности» в квантовой физике?
8. Почему, по мысли Пифагора, божественная гармония бытия заключается в числовых отношениях?
9. В чем заключается онтологическое значение теории хаоса?
10. Какой философский смысл вкладывается в понятие «идея»?
11. Какие характеристики термину «идея» давали Платон и Аристотель?
12. В чем отличия представлений о пространстве современной и классической науки?
13. Чем характеризуется объективное и субъективное время? Дайте сравнительную характеристику взглядам на время Н.А. Бердяева, Августина Блаженного и Э. Гуссерля.
14. Что такое пространственно-временной континуум?
15. Дайте характеристику основным положениям эволюционной модели мира.
16. Дайте характеристику основным положениям креационной модели мира.

Слайд 6



Бытие не сплошь едино, оно … ?

Демокрит из Абдер

Бытие не сплошь едино, оно … ? Демокрит из Абдер

Слайд 7



Лейбниц

Лейбниц

Слайд 8


Абеляр

Абеляр

Слайд 9

Физические состояние изменяются не постоянно, континуально, а дискретно.

Измерение является нашим единственным

Физические состояние изменяются не постоянно, континуально, а дискретно. Измерение является нашим единственным
окном в природу и все, что получено не через это окно, – просто метафизическая спекуляция и не заслуживает рассмотрения в качестве реальности. Принцип наблюдателя: когда экспериментатор проводит опыт, то происходит редукция или коллапс волновой функции и наблюдаемый объект становится «классическим», т.е. частицей или волной.

Старое разделение мира на объективный ход событий в пространстве и во времени, с одной стороны, и душу, в которой отражаются эти события, – с другой, иначе говоря, картезианское различение res cogitas и res exitens уже не может служить отправной точкой в понимании современной науки.

Фотография нервного импульса

Слайд 10

«Кот Шрёдингера»

Если над ядром не производится наблюдения, то его состояние описывается суперпозицией

«Кот Шрёдингера» Если над ядром не производится наблюдения, то его состояние описывается
(смешением) двух состояний – распавшегося ядра и нераспавшегося ядра, следовательно, кот, сидящий в ящике, и жив, и мёртв одновременно. Если же ящик открыть, то экспериментатор обязан увидеть только какое-нибудь одно конкретное состояние – «ядро распалось, кот мёртв» или «ядро не распалось, кот жив».
Вопрос: КОГДА система перестаёт существовать как смешение двух состояний и выбирает одно конкретное?

Слайд 11

«Эффект бабочки»: будущее предсказать невозможно, так как всегда будут ошибки измерения, порожденные

«Эффект бабочки»: будущее предсказать невозможно, так как всегда будут ошибки измерения, порожденные
в том числе незнанием всех факторов и условий. Малые изменения и/или ошибки могут порождать большие последствия.

Движение от порядка к хаосу и обратно является сущностью вселенной, какие бы проявления ее мы не изучали.

Слайд 12

Платон

Мир вещественного подчинен миру идей.
Он имеет свое бытие лишь … ?

Платон Мир вещественного подчинен миру идей. Он имеет свое бытие лишь … ?

Слайд 13

Сущность вещей в … ?
Материя и форма в предметах встречаются только

Сущность вещей в … ? Материя и форма в предметах встречаются только
…?
Все дело в их …? в процессе … ?
В материи сущность заложена лишь как … ?, а действительность она обретает благодаря … ?

Аристотель

Слайд 14

Пространство

?

?

?

…промежуток – это уже не расстояние между вещами, а расстояние между событиями,

Пространство ? ? ? …промежуток – это уже не расстояние между вещами,
следовательно, он носит как пространственные, так и временные характеристики. Речь уже идет о причине и следствии, которые нельзя представить просто как действие на расстоянии.

Эйнштейн

Слайд 15

Время определяется не через вращение Земли, а через … ?
Став четвертой

Время определяется не через вращение Земли, а через … ? Став четвертой
координатой пространства, время теряет свой абсолютный характер, становится … ?

Будущее и прошлое отделены друг от друга конечным отрезком времени, зависящим … ?

Пространственно-временной континуум

Слайд 16

Степень порядка

Степень порядка

Время

Время

Творение

?

?

Степень порядка Степень порядка Время Время Творение ? ?

Слайд 17

Семинар: Декарт Р. «Рассуждение о методе…» – 2 ч.
Часть 1.
1) Как

Семинар: Декарт Р. «Рассуждение о методе…» – 2 ч. Часть 1. 1)
Декарт формулирует цель своего исследования?
Часть 2.
2) Сформулируйте и объясните на примерах из наук основные правила метода Декарта.
Часть 4.
3) Что является основанием метафизики, по Декарту? В чем нельзя усомниться? Приведите доказательства бессмертия души и бытия Бога, по Декарту.
Часть 5.
4) В чем разница между человеком и животным, по Декарту?
Часть 6.
5) Сформулируйте главные выводы. В чем значение этого знания о методе, которое дает произведение Декарта?
Семинар: Дидро. «Разговор Д´Аламбера с Дидро», «Сон Д´Аламбера» – 4 ч.
«Разговор Д´Аламбера с Дидро»
1) Какие общие свойства присущи живой и неживой природе?
2) Как происходит переход «чувствующего существа к мыслящему»? Как этот переход объясняет сравнение со струнным музыкальным инструментом?
3) Какие проблемы следуют из установления разницы между животным и человеком (материей и духом («чувствительностью»))? Как решаются эти проблемы?
4) Как устанавливается «истинное мнение»?
«Сон Д´Аламбера»
5) С помощью каких сравнений объясняется единство мира?
6) Какие элементы эволюционной теории можно выделить в рассуждениях Д´Аламбера и Борде?
7) Как объясняется природа сознания с помощью метафор о пауке и паутине, чувственном пучке, судье, господине и подданных?
8) Как объясняется единство и взаимосвязь всего живого?
9) Как объясняется природа сознания человека на примере перехода от сна к бодрствованию?
10) Как трактует Борде природу основных качеств и стремлений человека (свободы, добродетели, познания)?
«Продолжение разговора»
11) Какое соотношение приятного и полезного является наиболее предпочтительным для человека?
12) Какие проблемы генной инженерии предвосхищены в диалоге?

Слайд 18

1. Апория – это:
а) представительница элейской школы;
б) греческий культурный центр;
в) древнее учебное

1. Апория – это: а) представительница элейской школы; б) греческий культурный центр;
заведение;
г) философия Зенона;
д) безвыходное положение мысли.
2. Виртуальностью, по Демокриту, являются:
а) атомы и пустота;
б) предметы физического мира;
в) умопостигаемые сущности;
г) неизменные свойства атомов.
3. Проблему существования в ее наиболее общем, предельном виде выражает философская категория…
а) явление;
б) бытие;
в) экзистенция;
г) сущность.

Слайд 19

4. «Универсалии после вещей в качестве понятий ума». Это точка зрения:
а) крайнего

4. «Универсалии после вещей в качестве понятий ума». Это точка зрения: а)
реализма;
б) крайнего номинализма;
в) умеренного реализма;
г) умеренного номинализма.
5. За видимым разнообразием вещей скрывается некая невидимая, единая и бесконечная их основа. Так полагали философы:
а) древности;
б) средневековья;
в) Возрождения;
г) нового времени;
д) всех эпох.
6. Кто из философов античности наполнил слово «бытие» философским смыслом, т.е. превратил его в философский термин:
а) Пифагор;
б) Парменид;
в) Эмпедокл;
г) Демокрит;
д) Левкипп.